+38 044 270 60 44
Желаете отдохнуть, ЗВОНИТЕ

Афганистан: шурави в стране счастья


Относительно недалеко от Киева, за рекой Пяндж, находится удивительная дружелюбная страна, которую можно назвать настоящим туристским раем - Афганистан. Здесь честные и добродушные люди, дешёвая и вкусная еда, чистые реки, красивые горы высотой до 6729 м (Гиндукуш); местные жители не обманывают и не воруют. Российские и прочие туристы тут практически полностью отсутствуют, хотя по богатству пейзажей и чудес эта страна не имеет себе равных. Добраться сюда не сложнее, чем на Памир; виза выдаётся всем желающим за $30.
   
Для неискушённого обывателя слова "Таджикистан", "Афганистан" - слова страшные, при их произнесении чудятся вооружённые бандиты, наркокурьеры, похищения людей, звуки выстрелов и крики раненых. Но всё это можно увидеть только на экране телевизора! В реальной жизни Кабул безопаснее Киева, и при соблюдении простейших мер предосторожности вы получите незабываемые впечатления и, возможно, захотите продлить афганскую визу и остаться здесь подольше!
        
Ежегодно МИД публикует список стран, не рекомендованных для посещения наших соотечественниковами. Афганистан уже много лет входит туда. Но для нас, членов Академии вольных путешествий (АВП), это - лучшая рекомендация! Ведь другие страны "чёрного списка" - Ангола, Пакистан, Судан, Таджикистан, Эфиопия, посещённые нами, оказались одними из лучших стран мира для вольных путешественников. Во всяком случае, путешествовать в них приятнее, а народ симпатичнее, чем в Египте, Индии и иных "раскрученных" стран массового туризма. Разница - преогромная!
        
Пятеро участников нашей поездки в Афганистан - А.Кротов, С.Лекай, К.Степанов, питерец В.Шарлаев и вологжанин С.Браславский - пересекли Пяндж 27 июля 2002 г. За месяц мы объехали страну почти по периметру, побывали во многих городах, известных из песен "воинов-интернационалистов": Кундуз, Мазари-Шариф, Пули-Хумри, Кабул, Газни, Кандагар, Герат, Шибарган... Никакой ненависти и вообще неприязни к "шурави" (как и к трём не-мусульманам среди нас) замечено не было.
 
КАК ДОЕХАТЬ
Из нашей страны проще всего добираться через Таджикистан, оттуда из пос. Нижний Пяндж на катере, который ходит по рабочим дням как минимум раз в сутки. Проезд стоит $12,5, перевозка сотрудников ООН - $5, так что если хотите сэкономить - запаситесь соответствующей справкой!
        
Внимание! Через узбекско-афганскую границу по "Мосту дружбы" (Термез - Хайратон) вольных путешественников не пропускают, лишь сотрудников и грузы 24-х международных организаций, названных в списках у пограничников. Не ездите в Термез и Хайратон с целью перейти границу - просто потеряете время!
        
Внутри страны в любой большой город можно доехать автостопом, машин довольно много. Есть и автобусы, и такси, а на плохих дорогах - грузовики, выполняющие роль грузопассажирских автобусов. Широко распространена езда в кузовах. Любая машина, даже предельно загруженная, может взять ещё, как минимум, одного человека. Только дорогие джипы многочисленных гуманитарных миссий почти не "стопятся".
        
Основная автодорога - Мазари-Шариф - перевал Саланг - Кабул - Кандагар - Герат. За день по ней можно проезжать по 300-400 км. Из Мазари-Шарифа до Герата дорога плохая (800 км, грузовики проходят за 5 суток). Есть и другие дороги.
        
Всегда при посадке обговаривайте вопрос оплаты; в противном случае будьте готовы пожертвовать некий "бакшиш" в денежной или натуральной форме. Помимо автотранспорта, существует и авиационный. Самолёты единственной афганской авиакомпании "Ариана" летают из Кабула во все основные города страны, обычно 1-2 раза в неделю. Но это дорогое удовольствие: так, например, перелёт из Кабула в Герат стоит $150.
        
Почтовые отделения есть в каждом центре провинций. Письма за рубеж стоят примерно $0,4 и доходят за два месяца. Мы обнаружили очень дешёвые государственные телефоны на главпочтамтах Мазари, Кабула, Кандагара, Герата. Звонок в Россию стоит всего $0,7 за минуту, в Европу и того меньше - $0,5. Все цены указаны в долларах, а платить можно и в валюте, и в афгани по текущему курсу. Напротив, от нас в Афганистан позвонить невозможно, ни по коду, ни по заказу (лето 2002 г.). Интернет весьма мало распространён в Афганистане, найти его нам нигде не удалось. Также здесь бесполезны кредитные карточки; сюда ещё не проникла система "Western Union"; невозможен обмен Трэвэл-чеков.
        
Местные банки не занимаются обменом валют, зато заплатить долларами можно практически за любой относительно дорогой товар. Цены в Афганистане низкие, сравнимы с ценами в Иране, Пакистане, Узбекистане. Самый дешёвый город - Мазари-Шариф; наполовину дороже - Кабул и Герат; ещё дороже - Кандагар. Самая дорогая еда, лепёшки, газировка и прочее - в мелких удалённых от цивилизации деревнях. Там и ассортимент меньше, чем в городах.
    
АФГАНСКАЯ АРИФМЕТИКА
Страна А., как мы называли Афганистан, - родина многочисленных чудес. Первое чудо - денежное. На момент нашего визита афганские деньги - афгани - существовали двух видов: "давляти" и "джумбаши". Купюры разных видов одного номинала выглядят практически одинаково, разницу сперва и не различить; но 1000 "давляти" = 2000 "джумбаши"! Афганская торговая арифметика сперва вызывает у приезжего недоумение:
        
- Почём арбуз?
- 10 тысяч.
        
Я протягиваю одну хрустящую 10-тысячную бумажку и получаю арбуз, а также сдачу - одну такую же хрустящую свежую 10-тысячную бумажку. Спасибо, всё правильно. Просто продавец назвал цену в "джумбаши", а я дал купюру "давляти", тот сразу это просёк и дал мне 10-тысячную "джумбаши" на сдачу!
        
Или вот такая задача. В пачке денег - 50 тысячных купюр и 50 пятисоток. Сколько будет всего? Оказывается, смотря где! В Кандагаре - 75, а в Мазари-Шарифе - уже 100 тысяч! Такова афганская арифметика. Просто "джумбаши" распространены больше на севере страны, но есть только в двух номинациях - 1000 и 10.000; "давляти" бывают также 500 и 5000. 5-тысячная южная купюра, проехав в вашем кармане через тоннель Саланг, автоматически превращается в 10-тысячную. С соответствующим ростом покупательной способности!
   
На 1 августа 2002 г.: $1 = 40.000 афгани "давляти" или 80.000 афгани "джумбаши". 10.000 "давляти" = 1,25 грн. (соответственно 10.000 "джумбаши" = около 0,6 грн.) Обмен денег происходит у менял на базаре. Они видны издали, ибо имеют перед собой мешки, коробки, ящики с огромным количеством купюр. Если вы обменяете, например, $50 и вам дадут тысячными, самыми распространёнными, бумажками - это будет аж 40 пачек по 100 купюр в каждой! Зато меняют без обмана. Принимаются пакистанские рупии, иранские риалы, доллары и другие виды валют.
   
ГОД 1381
Сейчас по афганскому календарю 1381 г. И действительно, порой ощущение такое, что вернулся в прошлое. Афганистан - последнее место в мире, где сохранились настоящие караваны верблюдов - не наряженных для туристов, а обычных грузовых верблюдов, скажем, везущих фрукты на базар из Мазари-Шарифа в Пули-Хумри. Здесь до сих пор остались ремёсла, кузнецы и гончары, продающие свои изделия не на потребу коллекционерам, а для самого обычного употребления. Или обмолот зерна: два осла и санки-волокуши, гружёные камнями, ходят кругом вокруг копны сена, и поднявшийся ветер отделяет солому от зерна. Впрочем, есть и водяные мельницы. На улицах городов вместо нашего привычного "Автолайна" - маршрутные кареты. Проезд стоит 1000 "джумбаши". На выезде из городов - вереницы телег, верблюдов и повозок среди расписных грузовиков, мерседесов и КамАЗов.
        
И рядом - современная жизнь: фотосалоны "Коника" и "Кодак" рядом с архаическими ящиками старинных фотоаппаратов, женщины в чадре и старики на ослах, мобильные телефоны и бодибилдинг-клубы в Мазари-Шарифе и в Кабуле, и неподалёку возле почтамтов устроились писари (большинство людей неграмотны, умение писать и читать - редкое и хорошо оплачиваемое искусство).
      
АВТОМОБИЛЬНЫЙ РАЙ
Старое не значит "плохое" - так рассуждают многие афганцы. В стране очень много того, что нам кажется устаревшим, ненужным. Взять, например, автомобили. Советские старые "Волги", "Жигули", КрАЗы, УАЗы, ГАЗы и прочие, попав в эту страну, живут тут ВЕЧНО! Афганистан можно назвать автомобильным раем!
        
Конечно, для жизни в этом раю машины проходят некоторую подготовку. У легковушек выдирают крышку багажника, чтобы сажать туда людей и ставить грузы. Да, люди здесь ездят и внутри, и снаружи, и сверху, и в багажниках, причём четверо взрослых или шестеро подростков, стоящих в багажнике и держащихся за крышу - это нормально, это ещё не предел. На крыше легковушки должна быть железная решётка - верхний багажник, вернее пассажирник, чтобы сажать людей и туда. Если машина - ГАЗик или УАЗик, люди садятся и на фары, по одному на каждую; у "Волг" или "Жигулей" это, к сожалению, невозможно. И вот одна старая горбатая машина 40-летней давности, мятая, осевшая на задние колёса, везёт довольно шустро по улицам древнего Мазари-Шарифа 10, 15, а то и 18 человек! Если понадобится, то и 20, особенно если это "Волга-универсал". Бывает, что на машинах даже написано: "Old is gold": старое - золото!
         
А грузовики! Грузовик - это вообще машина бесконечной вместимости. Действительно, невозможно представить полностью забитый КамАЗ или грузовой УАЗик, а раз так - любое, любое число людей в нём возможно! Российский "гаишник", окажись он в центре Мазари-Шарифа или любого афганского города, схватился бы за сердце и упал замертво.
        
Есть и телеги, и кареты. Особенно много карет было в Кундузе, где они выполняли роль городских маршруток. Но здесь город поцивильнее, и разнаряженные, украшенные по-свадебному кареты, хотя и двигались по городу, но всё же проигрывали в конкурентной борьбе с вездесущими жёлтыми такси.
        
Если какая-нибудь старая, добрая машина отжила свой век в так называемом "цивилизованном мире" - сделайте ей подарок, не отправляйте её на свалку! А отправьте в Афганистан, и там ей обеспечена активная, не ограниченная никакими годами жизнь!
  
ТЕРРОРИСТЫ ИЗ АЛЬ-КАИДЫ
"Аль-Каида" - опасное слово, но не потому, что в Афганистане за вами будут охотиться представители этой международной террористической организации. Если вы: 1) иностранец; 2) носите бороду (непременный атрибут Аль-Каиды); 3) знаете какие-нибудь арабские слова, суры из Корана, имеете в паспорте визы арабских стран или даже соседнего Пакистана - будьте уверены: афганцы будут считать, что Аль-Каида - это вы! В любом городе соберётся толпа в 30-100 человек, которые будут рассматривать вас. И обязательно кто-нибудь сообщит в полицию, в местный КГБ или в иные органы, где ваша личность будет проверяться всё более высокими начальниками. Задержать вас может самый маленький чиновник, но отпустить - только самый главный начальник города или провинции. Будьте к этому готовы! Меня задерживали почти ежедневно, и больше всего - сутки - пришлось провести в КГБ города Газни. Мы были вдвоём с напарником, бородатым Сергеем Браславским (по кличке Книжник).
        
О, если бы в нашей стране так относились к задержанным! Условия их содержания в Газни - лучшие в мире! Трёхразовое изобильное питание за одним столом с директором (!) и сотрудниками КГБ, баночная пепси-кола, шашлык, чай с иранским вареньем, лепёшки, арбузы... Никаких решёток на окнах - тяжёлые шторы, похожие на ковры, а на полу - сами ковры (в этот день их как раз меняли на новые). Посреди главного холла - двухметровый бассейн с фонтанчиком. Чистота. Телевизор с 415 спутниковыми программами (правда, половина из них не работала). Российского ТВ не было, но зато имелись телеканалы почти всего остального мира. Даже суданские и катарская "Аль-Джезира". Я хотел посмотреть "Аль-Джезиру", но не стал этого делать, опасаясь, что тогда подозрения спецслужб в том, что я из Аль-Каиды, ещё больше укрепятся.
        
Нам была выделена отдельная комната для ночлега с тюфяками и подушками, разрешено свободное передвижение внутри здания. Рюкзаки наши даже не открыли! Предлагали прогулки по городу (в сопровождении двух солдат охраны), но мы отказались от столь почётного удовольствия. В общем, у нас было всё, и через пару дней, когда мы уже ехали по пустыне, нам то и дело вспоминались ковры, пепси-кола и прочие условия афганской пятизвёздочной тюрьмы.
        
- Вы - мои гости, - объяснял начальник. - Вы мои друзья, но отпустить вас я не имею права. Прикажут отпустить - отпущу. Прикажут держать вас неделю, месяц - буду держать. Всё начальство в Кабуле, и только оттуда могут разрешить освободить вас.
        
Через сутки нас освободили и посадили на автобус до Кандагара.
  
АФГАНАВТОТРАНС
Автобус с виду казался совершенно обыкновенным, не предвещавшим никаких чудес. Правда, на лобовом стекле его висела табличка "IOM" (International Organisation for Migration), а задние сиденья были сняты, и на резине, устилавшей пол, было напечатано по-русски: "ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ"... Но мы и не догадывались, что за миграция и какое общее назначение у этого автобуса...
        
Первые несколько часов ехали нормально, делая около 20 км/ч, - это давало надежду, что под утро будем в Кандагаре. Время от времени подбирали и высаживали местных пассажиров. А в одной из деревень в автобус подсадили целое стадо овец, голов в 25; затем осла, который ворчал и сопротивлялся. В следующей деревне остановились, пастухи побежали куда-то и вернулись с ещё одним стадом! Ещё 20 овец! А потом - из деревни ведут пять испуганных, мычащих коров и заталкивают их в багажник! Коровы в сложенном состоянии, подогнув ноги, заполнили весь его объём!
        
50 овец, один осёл, пять коров, два отечественных автостопщика, водитель, его помощник и несколько пастухов, пропахших зверьём - в таком составе мы тряслись по разбитым дорогам афганской провинции Заболь. Так и ехали два дня, с перерывом на ночёвку.
        
Ночью никто не ездит - во всём Южном Афгане водители опасаются разбойников. Которые ведут, если следовать логике водителей, весьма размеренный образ жизни и разбойничают с десяти вечера до двух ночи. Позже разбойники, никого не поймав, ложатся спать, и с этого момента водители начинают просыпаться и ехать по ночной прохладе. Ну а в четыре утра почти все уже в пути, и никаких бандитов в помине нет. Но между 22.00 и 2.00 ни один водитель не ездит по афганским дорогам - из-за мифических разбойников!
        
Реально же Афган - очень спокойная и безопасная страна. Менялы на базаре сидят с 50-килограммовыми мешками денег, а если нет клиентов - пьют чай или дремлют близ своих мешков, столиков и пачек с деньгами, и никто не пытается украсть хотя бы миллион. За всю нашу поездку ни разу нас не пытались ограбить и даже обмануть. Наши рюкзаки, карманы и деньги были здесь в большей сохранности, чем в нашей стране.
   
МИННЫЕ ПОЛЯ
У читателя возникает резонный вопрос: опасны ли такие поездки? Можно ли подорваться на мине? Действительно, немало в стране безногих; афганцы подрываются. Происходит это обычно в сельской местности. Собирая хворост и дрова там, где их ещё никто не собирал; перегоняя стада на новые пастбища; ища полезные вещи среди груд подозрительного металлолома, они и попадают на мины.
        
В населённых пунктах, на базарах, в обитаемых домах, на трассах, на полях, возделываемых и орошаемых, на протоптанных дорогах мин, разумеется, нет. Подбитые танки, стоящие на обочинах дорог, тоже безопасны. А вот ходить пешком по оврагам и горам, где нет следов иных людей, ковыряться вдали от дорог в обломках военной техники и кучах старого металла, заходить в пустые нежилые дома и их развалины, сходить с шоссе в необжитых местах, особенно там, где имеется разметка "мины" (красные камни, надписи "LM" или "MF") - очень не рекомендуется. Имейте голову на плечах, и она останется при вас, так же как и ваши руки и ноги.
   

Источник: Газета "Вольный ветер"


СТАТЬИ О ТУРИЗМЕ


Горные лыжи во Франции. Горнолыжные курорты Франции
Начав развивать горнолыжные курорты позже швейцарцев и австрийцев, французы превзошли их в вопросах горных лыж, создав во Франции самый обширный и самый благоустроенный горнолыжный курорт-домен или домен-курорт в мире.
Туры в Санкт-Петербург: экстравагантный рейд на север
Санкт-Петербург – это роман, который длится всю жизнь. И каждый раз он предстает несколько иным. Это не только внутреннее субъективное ощущение, но и вполне объективное. Вторая столица, пусть не столь стремительно, как первопрестольная, меняется к лу
Культура Сингапура. Традиции Сингапура. Кухня Сингапура
Несмотря на быструю индустриализацию, большинство населения Сингапура отмечают главные религиозные праздники. Разнообразие религий, существующее в Сингапуре, отражает огромное количество разнообразных наций и народностей, проживающих здесь.
Сюрпризы Дубаи: горные лыжи, рекорды и гостиничный бизнес
Несколько лет назад во время фестиваля "Летние сюрпризы Дубаи" для гостей в одном из павильонов построили с нежную горку – катайтесь, пожалуйста на лыжах. С каждый разом горка становилась все выше – и вот дошло до того, что в сентябре этого года расп
Зимний отдых в Болгарии. Боровец - горнолыжный курорт Болгарии
"Боровец", первоначально известный как охотничьи угодья болгарской аристократии, сегодня более знаменит в качестве лучшего горнолыжного курорта Болгарии, места проведения многих спортивных соревнований. Чемпионаты на первенство мира по горнолыжному с
Гнезно – первая историческая столица Польши
Гнезно. Первая историческая столица Польши, главный центр т.н. Пястовского пути, соединяющего места, связанные с началом образования древнепольского государства. Здесь начался процесс объединения славянских племен, завершенный князем Мешко I - первым