+38 044 270 60 44
Желаете отдохнуть, ЗВОНИТЕ

Тур по Норвегии: вдоль и поперек фьордов


Совершить путешествие по северу Скандинавии давно было для нас заветной мечтой. Литературы по избранному району оказалось довольно много, однако нужных сведений, учитывающих специфику велопутешествий, найти не удалось. Что ж, будем первопроходцами!
       
До Мурманска доехали поездом. Оттуда до Никеля можно добраться рабочим поездом, который ходит дважды в сутки, или же на автобусе, отходящем несколько раз в день с привокзальной площади. Выбираем автобус, тем более, что там можно провозить и велосипеды, правда, разобранные (со снятыми колесами) и лучше в мешках.
   
Контрольно-пропускной пункт на границе с Норвегией расположен в 25 км от Никеля. Здесь тихо, безлюдно, видимо, желающих попасть в Норвегию таким путём мало. Ни на российской, ни на норвежской таможне проблем не возникло.
   
Въезжаем в Норвегию с некоторой опаской и чувством неуверенности: все-таки страна НАТО. Однако, если и есть там военные базы и закрытые территории, то за месяц мы их не увидели и, похоже, никаких ограничений в перемещении здесь ни для своих граждан, ни для иностранцев не существует.
       
Правда, как-то у шоссе обратили внимание на огромный щит, где большими буквами на всех языках, в том числе и на русском, было написано: "Запретная зона", а ниже располагался план этой зоны и было сказано, что здесь разбивать бивак, ночевать и фотографировать нельзя. И всё!
   
Первый город на нашем пути - Киркенес. Отсюда ежедневно отправляются суда прибрежной теплоходной линии "Хуртирута", которая заканчивается на юге Норвегии в г. Берген. Большие красивые теплоходы, делающие в пути множество остановок, обслуживают и туристов со всего света, и местное население.
   
Из Киркенеса шоссе идёт вдоль берегов Баренцева и Норвежского морей, сплошь изрезанных фиордами, врезающимися в сушу на десятки, а иногда и сотни километров. Шоссе, послушно следуя причудливой береговой линии, петляет страшно. Нередко оно проходит у самой воды или, наоборот, забирается высоко на полку, вырубленную вдоль склона горы. Часто, сокращая петли, дорога не доходит до устья фиорда и поднимается на перевал, с которого затем круто спускается к следующему фиорду. Всего на нашем пути по Норвегии встретилось более 20 больших и маленьких фиордов. Сначала, в районе Киркенеса, они окружены зелёными холмами (почти как на берегах Кольского залива у Мурманска). Потом, при продвижении на запад, холмы сменяются очень красивыми крутыми скалистыми горами высотой до 1500 м, встающими прямо из воды; кое-где появляются снежники, а потом и ледники, сползающие в море. Иногда крутизна подъёмов вынуждает идти пешком не один километр. Зато после перевала - желанный спуск, который вполне компенсирует потери времени.
   
Дважды нам удалось сильно сократить путь, воспользовавшись паромами, которые ходят по несколько раз в день.
   
Ещё дома, рассматривая карты, мы видели большие участки леса на самом севере Норвегии. Это казалось неправдоподобным. На нашем севере на этой широте леса уже нет. Однако оказалось, что на уровне моря здесь действительно растут хорошие леса, примерно такие, как в Северной Карелии. Таким образом проявляется влияние тёплого течения Гольфстрим. Верхняя граница леса проходит на высоте всего 150-200 м над уровнем моря, и только выше, вблизи перевалов, лес сменяется тундровыми участками.
   
Удивительно обилие оленей. Они попадались на глаза много раз за день не только в Норвегии, но и в заполярной Швеции. Олени бесстрашно пасутся вблизи дороги и довольно часто прогуливаются по ней. К людям и транспорту относятся вроде бы безразлично, но ближе 10-15 м к себе не подпустят, убегут. Других животных вдоль дороги встретишь не часто. Хотя несколько раз мы видели зайцев, лисиц. Много птиц.
   
И в лесу, и на берегах фьордов, и в тундре комаров очень мало. Может быть, просто год выдался такой. Ведь неспроста же в здешних магазинах ассортимент репеллентов достаточно велик.
   
Полной неожиданностью для нас стала густая заселённость тех мест, по которым мы проезжали. При совершенно "пустых" бескрайних горных массивах, люди стянулись к дорогам и берегам фиордов. Когда едешь по шоссе, то и дело встречаются посёлки или хотя бы одинокие домики. Все строения удивительно чисты и аккуратны. В большинстве зданий - огромные зеркальные стёкла, как в витринах магазинов на Невском. Дома ярко и разнообразно окрашены, даже крыши разноцветные. Вокруг зданий посажены цветы, только любуйся.
       
Вскоре после посёлка Лаксельв, расположенного в верховье Порсангерфиорда, на дороге - развилка: на север ведёт путь к самой северной точке Европы - мысу Нордкап (71±10Ж СШ). Судя по описаниям и фотографиям, там на отвесной скале метрах в двухстах над морем расположена площадка, где установлен памятный знак в виде огромного глобуса. Вход на неё платный, кажется, около $100. Решили туда не ехать, чем более что раньше нам удалось побывать на мысе Челюскин (77±43Ж) на севере Таймыра - в самой северной точке Евразии. Кстати, вход туда бесплатный.
   
В городке Альта есть интересный музей, где можно увидеть петроглифы - наскальную живопись древних людей. Здесь, на облизанных морем и льдами каменных плитах на самом берегу Альта-фиорда, выбиты изображения людей, животных, рыб и целые сцены охоты.
       
Тромсё, столица севера Норвегии, - административный, культурный и научный центр с самым северным в мире университетом. На улицах многолюдно, обилие магазинов, банков и учреждении, есть красивый сквер, в котором поставлен памятник Амундсену. На широкой набережной - толпы прогуливающейся разодетой публики. Рядом - шикарные многоэтажные отели. Не покидает ощущение, что всё это происходит на каком-то южном курорте, а не за Полярным кругом. Вот только пальм нет.
   
Город расположен на острове посреди широкого фиорда, с берегами которого связан мостами и подводным тоннелем. Несколько транспортных тоннелей проходят и под городом, пересекая остров с севера на юг и с запада на восток. Их общая длина около 5 км. Но на велосипеде по ним ездить нельзя.
   
Начало нашего путешествия выпало на самый разгар полярного дня. Это удивительно, когда солнце ходит кругами по небу, и день почти не отличается от ночи. Кроме прочего, это очень удобно в походе. Но полярный день, к сожалению, несовместим с другим интереснейшим явлением - полярным сиянием.
   
Всё же в Тромсё нам удалось в июле полюбоваться и этим явлением. В планетарии за двухчасовой сеанс демонстрируют все виды сияний, необыкновенно разнообразных по интенсивности, форме, окраске, подвижности.
   
Отсюда наш путь по воде на Лофотенские острова. Билеты продают прямо на теплоходе. Через несколько часов перед нами - живописный северный архипелаг. Крутые скалистые горы высотой около 1000 м встают прямо из моря. Почти все крупные острова соединены между собой высокими ажурными мостами, под которыми могут проплывать океанские корабли. Есть подводный тоннель длиной около 2,5 км. Через наиболее широкие проливы несколько раз в день курсируют паромы.
   
В тех местах, где море немного отступает от гор, расположены посёлки и городки. Местное население занимается в основном рыбной ловлей. В одном из поселков наталкиваемся на интересное зрелищное заведение "Аквариум". За умеренную плату пускают в темный зал; в его стены вмонтировано множество освещённых аквариумов с живыми обитателями здешних вод.
   
Ещё один морской переезд, и мы снова на материке, в г. Будё. Он, пожалуй, даже больше Тромсё. Тут самая северная точка норвежской железной дороги. Отсюда поездом можно уехать куда угодно, хоть в Москву (с пересадкой в Осло, конечно). Невдалеке местная достопримечательность - узкое горло большого фиорда, в котором дважды в сутки из-за морских приливов и отливов возникает гигантский водоворот Салтстраумен, куда, говорят, может затянуть небольшое судно или лодку. Полюбовались водоворотом и мы.
       
Теперь - на юг. Горы вокруг становятся ещё выше, кое-где с дороги видны снежные вершины. В этом районе расположен каровый ледник площадью около 1000 кв. км, крупнейший или один из крупнейших в Норвегии.
        
Но у нас, увы, истекает время, предусмотренное визой для пребывания в Норвегии. Приходится сворачивать на восток по дороге, уходящей в Швецию. Граница между государствами проходит по водоразделу горного хребта. Это - по карте, а на местности оказалось, что перевал не очень-то заметен. Сначала шоссе идёт немного вверх, потом горизонтально, потом слегка вниз. И вот уже Швеция. Даже указателя нет, изменился только номер дороги. Ни пограничников, ни таможни.
        
Длинный, очень пологий спуск километров двадцать. Едем, как на мотоцикле, почти не жмём на педали. И из горного редколесья постепенно попадаем в зону настоящего хорошего леса. Вокруг теперь невысокие холмы, леса, часто встречаются озёра, речки. Олени по-прежнему забавляют нас, часто появляясь на дороге. Всюду масса грибов, приходится организовывать специальные грибные днёвки. 
 

Источник: Газета "Вольный ветер"


 

СТАТЬИ О ТУРИЗМЕ


Мифы об ОАЭ: правда и ложь
Прежде всего, Эмираты – очень цивилизованная страна, половина обитателей училась в Европе и Америке, поэтому на длину юбок никто особого внимания не обращает. Запрещено ходить в купальнике вне пляжа, но это не принято и в христианских странах.
Аренда недвижимости в ОАЭ
В Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) жизнь размеренна и нетороплива, а снять полноценное жилье на долгий срок в ОАЭ (при сопоставимом качестве жизни) выходит дешевле, чем в гостинице.
На Мертвом море…
Израильтяне считают свою страну очень большой - говорят, в противном случае она называлась бы не Израилем, а Изей. О том, большой Израиль или маленький, можно долго спорить, потому что величина - понятие относительное, но, как бы то ни было, морей зд
Гватемала - страна контрастов
Среди своих латиноамериканских соседей Гватемала считается страной наибольших контрастов - культурных и географических. Правда, говорить об особом расовом разнообразии пока что не приходится. Более половины гватемальцев являются чистокровными индейца
Універсальна формула визначення дати Пасхи
Існує нескладна арифметична формула, скористатися якою до снаги і середнячку-п'ятикласнику загальноосвітньої школи
Австрія - Туризм
Розвиток туризму в Австрії викликаний наступними факторами: • наявність багатих природних ресурсів; • розвинена інфраструктура; • економічна і політична стабільність; • відсутність значних власних сировинних і паливних ресурсів; • дефіцит торгов