+38 044 270 6044
Желаете отдохнуть, ЗВОНИТЕ
Авиа + автобус Мексика: Города Богов

1588

8 дней / 7 ночей

В Поисках Затерянного Рая

2395

12 дней / 11 ночей

Магическая Мексика НОВЫЙ ГОД из Мехико в Канкун

1495

8 дней / 7 ночей

Ацтека - Таско - Акапулько

478

4 дня / 3 ночи

Сокровища пернатого змея

3295

16 дней / 15 ночей

Гран Мехико & Фрида

1840

10 дней / 9 ночей

Майя - Паленке - Чиапас

800

6 дней / 5 ночей

От Севера до Юга:Расцвет Культур Мексики

2638

13 дней / 12 ночей

Удивительная Мексика


Это было похоже на заклинание. 70-летняя Лладия Родригес размахивала сухими морщинистыми ручками, что-то воинственно выкрикивала на родном индейском языке, то и дело вставляя в речь чужеродное слово: "Патенте - но, патенте - но!" Односельчане, окружившие женщину, громко вторили ей, а менее боевые, стоя поодаль, покачивали головой в знак согласия.    
   
Маленький поселок Набалам, раскинувшийся близ сельвы мексиканского штата Чьяпас на границе с Гватемалой, волновался: их земли, богатые целебными травами, решили "прибрать к рукам" американские деятели здравоохранения. Такой проект разработал антрополог университета Джорджии (США) Брент Берлин, и на его осуществление различные медицинские организации и институты уже выделили 2,5 миллиона долларов. Цели, провозглашенные проектом, звучали гуманно: защитить исчезающие целебные растения, тщательно исследовать их свойства, чтобы использовать "живые лекарства" более продуктивно. Все это возлагалось на "Международную группу кооперации в сфере биоразнообразия", которую возглавил Берлин.    
  
Но проекту не суждено было осуществиться. Индейцы стеной встали на защиту своих "целебных богатств". Берлину, который с 1960 года изучает традиционную медицину мексиканских индейцев майя, не удалось договориться с влиятельным в Чьяпасе Советом организаций традиционных индейских медиков и акушеров, тоже занимающихся возрождением древних методов лечения травами. Не помогло даже обещание антрополога выделить жителям почти 50 деревень, попавших в зону действия проекта, их доли прибыли от продажи патентов или медикаментов, созданных на "индейских травах". Местные жители хотят сами быть хозяевами своей земли и своей судьбы.  
  
...Многочисленные мифы народов Латинской Америки сохранили массу историй, связанных с собирателями полезных растений, их врагами и покровителями. У каждого народа был свой бог. У него просили помощи, отправляясь на сбор ценных трав и полезной мелкой живности. Например, съедобных улиток, составлявших некогда существенную часть рациона древних майя.    
  
Путем бесконечных проб и ошибок, за которые приходилось расплачиваться жизнью, мексиканские индейцы выделили из всего разнообразия зеленого мира съедобные и ядовитые растения, нашли способы их обработки. Именно в доколумбовый период были сделаны важнейшие открытия в гомеопатии, к которым обращается и современная медицина: дозы и компоненты лекарств выверялись экспериментально на протяжении тысячилетий. Так, например, цветком гвоздики лечили кашель. Настой коры корицы помогал при бесплодии. Мятой снимались желудочные боли и расстройства. Боярышник заживлял даже старые воспаленные раны. С помощью чернобыльника излечивались кишечные и желудочные колики. Средством от ревматизма и нарушения кровообращения считались компрессы из стеблей крапивы. Настой из лиан употреблялся при болезнях почек. Многие растения индейцы не только собирали в "дикой природе", но и культивировали на рукотворных плантациях.  
  
Открытия, сделанные древними собирателями, можно перечислять бесконечно. Испанский хроникер времен конкисты Гарсиласо де ла Вега в книге "Коментариос" пишет, что "испанцы предпочитали, чтобы их раны лечили индейцы, которые быстро поправляли им здоровье". Исстари считается, что роль медика нередко выполнял жрец, поскольку в культуре индейцев не было различия между медициной, магией и религией. Эта связь до сих пор сохранилась во многих индейских общинах Мексики. Однако современный исследователь Луис Сеггиаро в работе "Индейская медицина Америки" доказывает, что медики майя имели четкую специализацию: одни лечили раны, другие - вывихи и переломы, третьи - зубы.    
  
В знаменитом Музее антропологии Мехико, расположенном вблизи парка-леса Чапультупек, я увидел глиняные фигурки, которым не менее тысячи лет. Почти все одинаковые, они различаются только предметами, которые держат крошечные человечки. У одного в руках какой-то фрукт, у другого - небольшой сосуд из полой тыквочки. Так, очевидно, выглядели первые "экспериментаторы", пробовавшие незнакомые растения. А в мексиканских колониальных кодексах можно найти рисунки полезных, вредных, лекарственных и съедобных трав и цветов. Человек среди растений - едва ли не главный мотив и в изобразительном искусстве индейцев. А ведь люди рассказывают о том, что считают важным.    
  
Кстати, недавно я присутствовал на презентации книги известного мексиканского антрополога Ракель Торрес Серданы "Цветы и травы в традиционной мексиканской кухне", включившей и 50 лечебных рецептов. Сама Торрес Сердан родом из горного района Халапа департамента Веракрус, который она считает кладезем лечебных растений. Искусству различать их и правильно использовать она научилась у местных индейцев. Некоторые советы из книги Торрес Сердан могут вызвать шок, хотя против шока они и предназначены. Например, при обмороке и потере сознания надо пить отвар из... кожи жабы. На этой основе, между прочим, создан так называемый буфариан, который современные медики применяют именно при этих явлениях. Для повышения сопротивляемости организма и борьбы с усталостью индейцы пили какао - его столь же успешно использовал и покоритель Мексики испанский конкистадор Эрнан Кортес. А современная психотерапия создает ценные препараты на основе пейоте, составляющего галлюцинированных наркотиков, что были в ходу у индейцев толтекас и мехикас.    
  
К сожалению, достижения цивилизации зачастую перечеркивают тысячи лет народного опыта и традиции древних, передаваемые из поколения в поколение. Да и молодежь не слишком жалует занятия предков. Об этом говорилось и на очередной, шестой встрече "За настоящее и будущее медицины майя", состоявшейся в мексиканском городе Кампече. Ныне, сетовали представители Организации традиционных медиков майя, практикой занимаются в основном люди в возрасте от 60 до 80 лет. Они продолжают не только врачевать, но собирать и выращивать лечебные растения. Среди таких "последних из могикан" - и выступивший на встрече 79-летний Франсиско Рус Чан, который знает тайну трав и в домашних условиях делает лечебные мыла, помады, таблетки, помогающие от многих недугов. Его ровесника - Хосе де Кармен Ук-Ук, широко известного в Кампече специалиста-ортопеда, ценному ремеслу много лет назад научила бабушка.    
  
О чудо-лекарях из индейских поселений, до сих пор сохранившихся на полуострове Юкатан и в других регионах Мексики, ходят легенды. Но приверженцы традиционной медицины, давно ставшей частью культуры Мексики, негодуют. Поводов много. Нет закона, регламентирующего ее деятельность, защищающего целебную флору, особенно те ее виды, которые находятся на грани вымирания, подвергаясь опылению химическими удобрениями. Ее компрометирует фармацевтическая промышленность, выпуская лечебные средства на травах и кореньях, но не придерживаясь рецептов настоящих знахарей, что часто делает лекарства неэффективными.  
  
Медики майя просят власти узаконить их статус, подтвердив его патентами, защитой прав на производство лечебных средств и торговлю ими.    
  
Представитель Организации традиционных медиков майя Антонио Осорио Ортега сказал мне, что они добиваются официального признания их деятельности правительственной системой здравоохранения. "Ведь традиционный медик майя - это тот же лекарь, только он бескорыстно служит коренному населению, которое из-за своей бедности не в состоянии оплачивать услуги других врачей".  
  
Что же касается американского проекта Берлина, о котором я упомянул в начале, то многие связывают его провал с растущим самосознанием индейцев Чьяпас. Разного рода иностранных специалистов, действующих в этом штате, коренные жители воспринимают не более, чем "биопиратов". И действительно, антропологи, биологи, социологи, посещающие индейские общины, сплошь и рядом просто воруют у местных знахарей ценные сведения, на которых безбожно наживаются.    
  
Источник: Эхо планеты  

 

СТАТЬИ О ТУРИЗМЕ


Как выбрать автобусный тур?
Как выбрать, чтобы был хороший и недорогой автобусный тур... Как часто хочется многим нашим соотечественникам совместить в одной поездке за границу все 33 удовольствия. И экскурсии по знаменитым городам, и походы по магазинам, и отдых...
Израиль: достопримечательности Израиля, информация об Израиле
Израиль. Земля трех религий, библейская "Земля Обетованная", родина многих народов и цивилизаций, территория Израиля и в наши дни привлекает внимание миллионов туристов своими историческими памятниками и смешением культур.
Китай. Пекин. Экскурсия по художественному музею "Императорского города"
Музей Императорского города расположился на восточной стороне от парадного входа на Башню Тяньаньмэнь на центральной площади столицы у южных стен бывшего Императорского города. Площадь нового музея составляет 4 тысячи квадратных метров
Бирма. Храм ожидающего Будды
Там, где сходятся пути из Китая и Индии, посреди Бирмы тысячу лет назад возник город Паган. Лет шестьсот назад из него ушли последние жители. Город же удивительным образом не разрушился и не растаял во времени.
Салат — поняття широке
Пропонуємо поімпровізувати на тему салатної кулінарії. При цьому, вам не треба буде розмаїття овочів та фруктів, що стане можливим лише наприкінці літа
Відпочинок у Карпатах. Відпочинок в Карпатському національному природному парку
Близько 35 мільйонів років тому на місці нинішніх Карпат був океан Тетіс. Товщі піску, глини та вапняку на його дні з часом зцементувалися і в результаті гороутворюючих процесів були підняті з морського дна на поверхню. Так народилися гори з м'якими