+38 044 270 60 44
Желаете отдохнуть, ЗВОНИТЕ
Авиа туры Сборный гарантированный тур «Салам, Азербайджан!»

717

6 дней / 5 ночей

Кулинарный тур по Азербайджану на 7 дней

1916

7 дней / 6 ночей

Этнографический тур по Азербайджану

2816

12 дней / 11 ночей

Очаровательный Азербайджан

2528

7 дней / 6 ночей

Обзорный тур по Азербайджану

853

7 дней / 6 ночей

Тур «Страна Огней»

323

4 дня / 3 ночи

Тур в Азербайджан - От Каспийского моря до Кавказских гор

1100

8 дней / 7 ночей

Тур в Азербайджан - Великий шелковый путь

1701

8 дней / 7 ночей

Тур в Азербайджан - Древний и современный Баку

808

4 дня / 3 ночи

Кулинарный тур на уик-энд в Азербайджан

881

3 дня / 2 ночи

История музыкального искусства в Азербайджане


Территория нынешнего Азербайджана – один из древнейших очагов цивилизации. Еще со времен палеолита тут обитали древние люди, поколение за поколением, род за родом, оставляя после себя мудрость, знание, культурные традиции. Кто первый придумал взять две старые деревянные чаши из тутового дерева, соединить их так, что получился как бы стянутый в середине овал, история не зафиксировала. И уж тем более неизвестно, кто додумался соединить несколько изогнутых планок из орехового дерева, а потом приладить длинный тонкий гриф и поставить струны. Время, когда были изготовлены первые тар и саз, теряется в глубине веков. В раскопках на территории древнего царства Манна, возникшего в IX и просуществовавшего до конца VII века до нашей эры, охватывавшего весь Южный Азербайджан, была обнаружена столовая утварь с изображениями музыкантов, играющих на инструментах, точь-в-точь похожих на современные тар и саз – маленький резонансный корпус, длинный гриф. Инструменты напоминают средневековую лютню.
 
   
Судя по одежде музыкантов, при дворе маннийских царей они занимали не последнее место. Сладкоголосые струны (кстати, в средневековой поэзии саз часто называют "сладкозвучным", "золотым") сопровождали обильные трапезы царей, услаждали их слух во время отдыха. Какие мелодии тогда играли – неизвестно, однако музыкальный строй современных тара и саза, их звучание позволяют судить о том, насколько это было приятно – слушать кавказскую лютню.
 
   
Старинный тар имел четыре или шесть струн, басовых и мелодических, последние настраивались в зависимости от исполняемого произведения. Звук старых таров – иногда резкий, капризный, но чаще ласковый, завораживающий, мелодия будто отскакивает от пальцев музыканта, сопровождаемая мягкими басами.
 
   
Раскопки древних поселений на территории Кавказа позволяют с уверенностью утверждать, что уже в начале первого тысячелетия нашей эры струнные инструменты были распространены повсеместно. В средневековой Кавказской Албании, Атропатене, Персии, на Северном Кавказе играли на таре. Армяне, персы, грузины, дагестанцы использовали тар, который называли немного по-разному – тари, чонгур, чутур и так далее.
 
   
Саз – исключительный инструмент, позволяющий исполнять виртуозные партии в одиночку или в составе ансамбля. Классическая музыка для саза это, конечно, азербайджанский мугам – своеобразная форма вокально-инструментальной народной музыкальной традиции.
 
   
Обычно играют втроем – исполнитель на сазе или таре, кеманчист (кеманча – еще один вид азербайджанского струнного инструмента) и исполнитель на гоша-нагара (вид бубна). Часто нагарист также исполняет вокальные партии.
 
   
Мугам для такого трио называется "дестгях". Удивительная музыкальная структура мугама, который вместе с вокальными партиями (тесниф) включает инструментальные (ренги), а с жесткими мелодическими канонами (которые для каждого мугама свои) – части, в которых допускается свободная импровизация, давала исполнителю огромные возможности для самовыражения.
 
   
А иногда исполнители на таре и сазе выступали в одиночку, они пели в сопровождении своих инструментов. Такое исполнение называлось "ханенде". Искусство ханенде пользовалось огромной популярностью. Музыканты-ханенде носили традиционную одежду: чоху из дорогого сукна, архалук из атласа, брюки из диагонали. Поверх одежды они надевали пояс с золотой пряжкой, на пальцах носили бриллиантовые кольца, а на голову надевали каракулевую папаху. Инструменты музыкантов привлекали внимание украшениями из золота и драгоценных камней.
 
   
По воспоминаниям, тар известного во второй половине XIX века ханенде Садыхджана был покрыт перламутром и золотом. Состав ханенде был неоднороден. Вместе с певцами, выступающими на празднествах богачей и знати, были бродячие ханенде, которые обслуживали мелких торговцев и городских ремесленников. Ханенде всегда учитывали вкусы слушателей.
 
   
Но, безусловно, самым любимым в народе остается искусство бродячих певцов – ашугов. В основном они играли на сазе, как на более неприхотливом инструменте. Приход ашуга в село или город становился для всех большим праздником. Поэзия ашугов всегда вызывала восхищение – бесконечные песни о героях, о войнах и царях, сдобренные острыми, удачными словами, по-восточному цветистыми сравнениями, в сопровождении сладкоголосого саза и сейчас являются непременным компонентом традиционного азербайджанского застолья.
 
   
Источник: Националь

 

СТАТЬИ О ТУРИЗМЕ


Что такое гостиница 3*, 4*, 5*?
При выборе гостиницы турист ориентируется на "звездность". Гостиничные звезды гарантируют определенный набор услуг за определенную сумму денег. Подавляющее большинство отелей ранжируется в пределах пяти звезд.
Где отдохнуть в Эстонии?
Где же отдохнуть в Эстонии? Вопрос риторический! Но если Вам хочется чего-то необычного, загадочного и волнующего, совсем не обязательно ехать в далекие страны.
Острова Средиземного моря – лучший отдых в Европе
При слове "остров" из глубин сознания всплывает ассоциация: остров мечты, остров любви, остров желаний. "Остров невезения" из "Бриллиантовой руки" - странное недоразумение.
Бангкок - Паттайя - Пхукет: любовь на троих
Сначала был Банкок - отель Bayok Sky 5*. Далее была Паттайя - отель Garden Sea View 4*. А потом был Пхукет... Отель Duanjit Resort 3*.
Отдых в Крыму с "братьями по разуму"
Крым является уникальным уголком природы. В частности, еще и потому, что здесь имеются аномальные зоны. Крымские уфологи собрали богатый материал о полетах и посадках HЛО. Есть и о контактах с пилотами "летающих тарелок"
Загадки Черного моря
Все ли мы знаем о биологических загадках Черного моря? Оказывается, нет. В 1993 г. во время полевых экспедиционных работ в Крыму я разговорился с директором Карадагского заповедника П. Г. Семеньковым. Петр Григорьевич - замечательный энтузиаст Крыма,