+38 044 270 60 44
Желаете отдохнуть, ЗВОНИТЕ

Каждый планирует свой отдых на Бали сам. Жизнь на Бали. Храмы Бали


Экшн Бали
На индонезийском острове Бали туристу есть, чем заняться. Сразу по прилете, еще до прохождения паспортного контроля в аэропорту Денпасара (столицы острова), вы становитесь обладателем красочной брошюры-раскладушки "ACTION BALI", из которой понимаете ясно только одно, но сразу: вас на все не хватит. И вам остается выбрать наиболее привлекательные для вас действа и разумно их скомбинировать.
 
   
Свою программу вы составляете из активного и "культурного" отдыха. Первому соответствуют: восхождение на горы, спуски по горным рекам, поездки по острову на лошадях или велосипедах, визиты в места обитания тропических зверей и птиц, а также все мыслимые виды "водного отдыха", вплоть до самого глубоководного, с аквалангом, наедине с обитателями морских глубин среди разно - цветных коралловых полей. Культурно-созерцательный отдых включает осмотр исторических и архитектурных памятников, культовых мест, посещение всемирно известных галерей местных художников, а также знакомство с уникальными драмой и танцами.
 
   
При этом независимо от индивидуальных предпочтений разноязычных туристов во всех программах негласно присутствует одно главное "действо", которое я бы назвала "любование красотами природы и наслаждение окружающим миром". Где бы турист ни был и чем бы он ни занимался, его глаза, уши, нос и все остальные части тела получают постоянный приток наиприятнейших ощущений, и он так и наполняется негой и умиротворением.
 
   
В окружающее буйство природы изящно вписаны восходящие и нисходящие террасами рисовые поля, аккуратные белостенные домики балийцев, скрытые в садах уютные гостиницы и каменные храмы местных духов и богов. Пытаясь проникнуть в источник окружающего меня благоденствия и гармонии, я изо всех сил таращила глаза, однако чувствовала, что что-то от меня ускользает. Как будто я видела только половину...
 
   
Видимое и Невидимое
В отличие от остальных индонезийцев, подавляющее большинство которых исповедует ислам, балийцы - индуисты. (Индуизма придерживается 95% населения острова.) Правда, балийский индуизм весьма своеобразен - на него очень большое влияние оказали местные доиндуистские верования. Балийцы живут одновременно в двух мирах, зримом (sekala) и незримом (niskala). В этом нет абсолютно никакой мистики, а есть только признание того, что все проявленное и случающееся в этом мире берет свое начало в невидимом мире энергий, мире, населенном духами, силами и божествами. Балийцы предпочитают находиться в дружеских отношениях с истинными хозяевами своей земли - на острове величиной восемьдесят на сто сорок километров более 20.000 храмов. Трижды в день - на рассвете, в полдень и на закате - балийцы делают подношения богам и духам, причем происходит это совсем не только в храмах: красочные корзиночки вы увидите и на берегу моря, и перед входом в ресторан или магазин, и на опасном повороте дороги. Курятся благовония перед местными "духами-хранителями" - каменными антропоморфными или зооморфными фигурками, всегда одетыми в клетчатые черно-белые саронги (мужские юбки). Иногда их можно увидеть в национальном балийском головном уборе и часто - с цветком за ухом, на местный манер. А вообще-то местным хранителем может быть даже дерево, особенное, конечно.
 
   
То, что скрыто от туриста
Балийца трудно представить себе туристом. Когда я провокации ради спросила у нашего водителя, не хочет ли он побывать где-нибудь в качестве туриста, он недоуменно пожал плечами, а потом улыбнулся и пояснил, как ребенку: "Нет, я люблю Бали". Ответ этот удовлетворил меня только много позже, когда мне чуть-чуть приоткрылась связь балийца с его островом.
 
   
Балийцы называют Бали центром земли не потому, что они островитяне и не знают другого мира, а потому, что Бали - их дом. Балийцы считают себя продолжением своего острова, выражением его незримых сил и энергий. И наоборот. Они зависят от места своего обитания так же, как оно зависит от них.
 
   
Балийцы и их остров созданы по образу и подобию друг друга, в соответствии с концепцией Три Анга (Tri Angga). Три Анга значит три составляющих, три части. Человеческое тело состоит из головы, туловища и ног. Голова считается священной частью, туловище - нейтральным, а ноги, особенно ступни, носят следы скверны.
 
   
А далее все окружение человека является его зеркальным отражением. При постройке дома "во главу" его помещают семейный храм, в средней части дома находятся жилые помещения, "в ногах" же помещаются загончики для всякой домашней живности.
 
   
Храмы состоят из трех "внутренних двориков": в головном, том, что дальше от входа, расположено главное святилище, в среднем дворике проходят основные церемонии, в то время как вся повседневная активность сосредоточена "в ногах", во дворике у самого входа.
 
   
И это не все. Каждая деревня строится по тому же трех частному принципу. В каждой - три храма: тот, что предназначен для важнейших церемоний - "наверху", в "среднем" храме проходят обычные церемонии, например свадьбы и регулярные праздники, и наконец, третий, "храм предков", расположен вблизи местного кладбища и предназначен для проведения обрядов кремации.
 
   
Весь остров тоже делится на три части: высокую, среднюю и низкую. На горы, на землю между горами и водой и на море. Балийцы верят, что в горах живут боги и добрые духи. Самая священная из священных гор - Агунг Гугунг, вулкан, проснувшийся в 1963 году. Каждый балийский дом строится так, чтобы его "голова", то есть семейный храм, была обращена к Агунгу, и все кровати в доме ставятся так, чтобы спать головой к вулкану. Если по какой-то причине это невозможно, то спят головой к другой горе или, в крайнем случае, к востоку. Говорят, что если балийцу завязать глаза и покрутить его вокруг оси, а потом попросить указать, с какой стороны горы, он угадает безошибочно.
 
   
Балийцы не сразу поняли, что туристам безразлично, в какую сторону головой спать. Поэтому в самых "ранних" гостиницах соблюдался принцип "правильной ориентации", а в современных вы можете оказаться к вулкану прямо пятками. Как это случилось со мной. Скажу честно, давно не видела во сне ничего более абсурдного и навороченного. Не знаю, связано ли это только с вулканом, но, говорю на всякий случай, не повторите моей ошибки. А правильно сориентироваться не стоит труда - гора Агунг видна отовсюду.
 
   
Относясь к туристам как к пришельцам из другого мира, балийцы не забывают предупреждать их о необходимости соблюдения элементарных правил поведения в храмах: не ходить в святилище с обнаженными ногами, не забираться во время церемоний выше священнослужителей под предлогом съемки "мероприятия", женщинам не заходить в храм в определенные дни. В "материнском", главном храме острова Пура Бесаких, что у подножья Агунга, я встретила и такую просьбу: не заходить в храм без надобности, то есть без желания и намерения обратиться к богам. Не знаю почему, я эту просьбу уважила. Хотя, конечно, войти в храм может каждый.
 
   
А еще во многих храмах на Бали живут разные создания, которые считаются истинными владельцами храма. Конечно, ваше дело, признавать их таковыми или нет, но на Бали рассказывают такую историю. Пещера Летучих Мышей (она же храм), которая находится по дороге на Агунг, обязана этим названием тысячам своих летучих обитателей. Пещера считается жилищем Нага Базуки - легендарного священного дракона Горы Агунг. Так вот, однажды группа голландских солдат (Индонезия была колонией Голландии) забрела зачем-то в храм. Солдаты прошли в пещеру, и там им посчастливилось своими глазами лицезреть великого Базуку. Напугавшись, они стали стрелять в Хозяина. Голландцам удалось удрать из храма, несмотря на то, что разъяренные местные жители готовы были забить их камнями до смерти. Однако на этом дело не кончилось. Той же ночью яркий белый свет залил отель, где расположились голландцы, и те солдаты бесследно исчезли. Они не знали, что нельзя обижать чужих драконов на их собственной территории.
 
   
Религия воды
Как уже отмечалось, балийский индуизм густо замешан на местных традициях, а именно на доиндуистских верованиях народа, населявшего остров. Народ этот называют Бали Ага, а его веру - Агамa Тирта (Agama Tirta), "религия воды". Вода - источник жизни, символ чистоты и процветания. Она несет в себе качества текучести-гибкости-терпимости и мудрость золотой середины.
 
   
Когда мир был готов для заселения людьми, Великий Учитель Батара Гуру заспорил со своим вторым Я, Брахмой, о том, какими им быть. И божественный двойник самого себя вступил в состязание с самим собой, вылепляя фигурки из глины. Когда каждая из его половинок сделала свое дело и попробовала обжечь фигурки в печи, одни получились недожженно-белыми, а другие - пережженно-черными. Только последняя партия людей - балийцы - получилась что надо, золотисто-коричневой. И тогда посредством медитации Батара Гуру и Брахма вдохнули в свои создания жизнь. Так повествует балийский миф о творении.
 
   
Будучи по происхождению золотой серединой, люди всегда находятся между двумя крайностями: между землей и небом, между рождением и смертью, между добрыми духами гор и темными силами моря. Глаза и помыслы балийцев обращены к горным вершинам. Переступая пороги своих храмов, они входят во "врата вулкана".
 
   
Врата вулкана
Две каменные створки, символизирующие "врата вулкана", отмечают не только вход в храм. Часто вы минуете их и при въезде в город или деревню. Есть такие "врата" и по дороге из аэропорта, их проезжает каждый турист, направляясь в свой отель на побережье. Пересекая этот символический рубеж, попадаешь в особое пространство, где жизнь течет по своим законам и в соответствии со своим особым ходом времени.
 
   
Помимо Григорианского календаря, так хорошо известного каждому из нас, на Бали действуют еще два. При этом западное, григорианское времяисчисление, скорее, символично и используется в основном для "сверки часов" с приезжими. Истинно функциональными являются Сака - лунный календарь и Павукон - 210-дневный календарь. Значение лунных циклов на Бали никто не подвергает сомнению, ведь в соответствии с лунными фазами меняется степень активности и "самочувствие" всего живого на острове: гор, воды, животных и, конечно, человека. По лунному календарю в этот раз Новый год наступил на Бали 9 апреля. Празднование его как всегда прошло с пышными церемониями, которые завершились торжественным сожжением "ого-ого" - гигантских демонов из папье-маше.
 
   
Поворотный момент от старого года к новому отмечается особо. На один день в году - день Ниепи - жизнь полностью замирает. Чем-то этот день напоминает иудейскую субботу, только он гораздо "круче". Никому в этот день не позволено появляться на дорогах ни пешим, ни на транспорте. До последнего времени даже самолетам в этот день не разрешалось совершать посадку на острове, но это вызывало такую неразбериху в расписаниях международных авиалиний, что балийские власти пошли на уступки. Все прибывшие в этот день немедленно препровождаются полицией в отели, где должны находиться до конца дня.
 
   
Кроме нескольких жизненно необходимых служб, никто не работает. Нельзя использовать оборудование и зажигать свет. Нельзя разводить огонь и, следовательно, готовить еду. Никто не играет на музыкальных инструментах, не смотрит телевизор, не слушает радио (все местные радио станции в этот день молчат) и не пользуется телефоном. В некоторых районах Бали электросеть просто отключается на 24 часа во исполнение этого закона. Нельзя курить, играть в азартные игры и употреблять алкоголь, а говорить можно только шепотом.
 
   
В этот день роскошная тропическая тишина окутывает вас как теплый сладкий сон. Один полный день вам нигде не надо быть и ничего не надо делать. Все ваши внутренние органы приходят к покою, и вы полностью расслабляетесь. Это время медитации и размышлений о жизни, сосредоточенности на том, что вы хотели бы получить в наступающем году. А на следующий день жизнь начинается снова.
 
   
Впечатляющей особенностью календаря Павукон является то, что он вовсе не отмечает проходящие года. Он ведет ритуальный счет времени. Время не течет линейно, из прошлого в будущее, оно повторяется циклично. Проходит 210 дней, и начинается новый цикл. И так вечно. Каждые 210 дней проходят важные церемонии. Во время одной из них, Тумпек Ландеп, подношения традиционно делаются военному оружию из металла. Однако в наши дни, когда военные времена для Бали давно миновали, островитяне приспособили эту церемонию под актуальные нужды. В день церемонии балийцы пригоняют в храмы для благословения свои машины, мотоциклы и грузовички. Решетки радиаторов и боковые зеркала украшаются при этом сложно переплетенными листьями кокосовых пальм. Это подношение никогда не убирает человек, его может унести только ветер. В этот знаменательный день балийцы не обходят вниманием и компьютеры - они тоже получают очищение и благословение.
 
   
Внутри 210-дневного цикла существует деление на однодневную, двухдневную, и так далее вплоть до десятидневной недели. Наиболее благоприятные дни для важных начинаний и разного рода серьезной деятельности относятся к трех-, пяти-, и семидневной неделям. А, например, в восьмидневную неделю следует заниматься делами, связанными с постройкой дома и вообще с любым строительством.
 
   
Спустя 210 дней после появления ребенка на свет отмечается его первый день рождения. С этого времени начинается для балийца жизненный цикл обрядов-переходов, среди которых позже будут церемонии достижения зрелости, свадьбы, рождения ребенка и смерти. От "верхнего" "храма истока", Пура Пусех, он спускается по жизни до "нижнего" "храма мертвых", Пура Далем.
 
   
Есть у балийцев ритуалы повседневные, соответствующие случаю, важные и очень важные.
 
   
Раз в сто лет в святая святых Бали, 60-храмовом комплексе Бесаких проходит ритуал поистине космических масштабов, направленный на очищение и стабилизацию всего мироздания. Церемония требует большой подготовки, жертвоприношений и трехмесячного священнодейства. В этом столетии годом проведения церемонии был назван 1963. Однако именно в этот год после многовековой спячки проснулся вулкан Агунг. Тогда погибли две тысячи человек и много тысяч остались без крова, а храм был на долгие месяцы похоронен под толщей вулканического пепла. Так что космический ритуал состоялся только в 1979 году. На этот раз обошлось без эксцессов.
 
   
Смех в храме
На Бали вокруг и внутри храмов царит активность, которая нам может показаться странной. Балийцы не только коллективно молятся своим богам, но и коллективно убирают и обустраивают свои храмы. Лично я видела два таких "субботника", в которых принимало участие несколько десятков юношей и девушек. На их лицах ясно прочитывалось: "Живем мы здесь". Это я осознала только в самом конце моего путешествия по Бали, неоднократно став свидетельницей массовых церемоний, ежедневных подношений и - смеха в храме.
 
   
Когда я в первый раз услышала заливистый дружный смех в храме, куда меня попросили не входить по причинам "особой церемонии", я сделала хитрый ход и, поднявшись на горку, заглянула в храм сверху - благо все храмы на Бали без крыши, прямо под открытым небом. Во внутреннем дворике я увидела группку молодежи, удобно расположившуюся вокруг престарелого священника в золотисто-белых храмовых одеждах. Священник что-то говорил аудитории, при этом речь его часто прерывалась взрывами смеха и оживленными репликами "из зала". На мой недоуменный вопрос о характере этого собрания кто-то из местных охотно ответил, что это "школа", где молодежь получает азы наук. Каких наук, я так и не добилась, но к тому времени я уже получила некоторое представление об особенностях образования на Бали, познакомившись со знаменитыми балийскими танцами.
 
   
Надо сказать, что балийцы развили уникальную театрализованную форму индуизма. Посредством театрализованного танца балийцы изучали (и изучают) истории из Рамаяны, Махабхараты и народного эпоса. "Танцы" Баронг и Рангда, Легонг, Барис, Кечак, Вайянг Кулит, Торенг рассказывают о столкновениях враждующих сил в природе, истории и душе человека. Это далеко не простые танцевальные па. Во многих танцах используются маски, которые, как известно, преображают человека: он становится, одержим духом маски, и обретает ранее неведомые ему силы.
 
   
Драматические танцевальные представления даются в храмах и просто на публичных сценах и проходят, заметьте, ежедневно или через день. Так что насладиться этим изумительным зрелищем любой заезжий странник может тогда, когда пожелает.
 
   
Искусства и ремесла
Я в жизни не встречала подобного разнообразия видов прикладных искусств, сконцентрированных на таком небольшом кусочке земли, а также такого количества мастеров, собранных в одном месте.
 
   
На Бали работают со всеми материалами, которые дает природа: режут по камню и дереву, плавят из золота и серебра, плетут из бамбука и кокоса, ткут несколькими способами (в том числе уникальными). Все вручную. И все на широкую ногу: с "центрами", "арт-галереями", "спецшопами", "мастерскими". В Маасе специализируются на дереве, в Батубулане - на камне, в Селуке - на серебре и золоте, а ткут почти повсеместно. Особенно популярны ткани в стиле герингзинг, или, как его еще называют, дабл-икат. Эта ткацкая техника встречается только в некоторых районах Индии и Японии - и еще в маленькой деревушке Бали Ага в восточном Бали.
 
   
Признанная столица искусств на острове - Убуд, город художников и любителей живописи. До приезда на Бали мне было трудно себе представить такое количество арт-галерей и музеев, государственных и частных, в маленьком тропическом городе. В Убуде творят не только местные художники, здесь осели или оседают, время от времени мастера из Европы и Америки. И вообще оказалось, что этот город не только живописен и известен своими талантами, но и моден. Привлекает он и всемирно известных топ-моделей, и музыкантов, и даже магов и волшебников.
 
   
Кроме того
В любом туристическом гиде по Бали вы найдете раздел "За пределами Бали". В нем гостям напоминают о том, что кроме Бали в той же стране Индонезии есть еще множество островов (ни много, ни мало 13.677, из которых три тысячи необитаемы), где есть что посмотреть. Однако время, необходимое для поездки даже по самым крупным и "достопримечательным" островам Индонезийского архипелага, намного превышает возможности обычных отпусков. Так что реально только осуществлять "набеги" на небольшие группки островов или уходить "в долгое плавание". При этом и тот и другой варианты более всего подходят для любителей путешествий и приключений, привыкших пускаться в путь индивидуально и самостоятельно ориентироваться по картам.
 
   
Но если вы не относитесь к этой категории бродяг и не располагаете возможностями "оттянуться" в дикости удаленных от цивилизации островов - просто приезжайте на Бали. Впечатлений хватит надолго, и даже если вы приедете сюда во второй раз и в третий, как поступают многие люди из разных стран, раз и навсегда полюбившие этот остров, вы наверняка увидите что-то новое, ранее скрытое от ваших глаз.
 
   
Может, вам посчастливится, и однажды вы почувствуете себя в храме под открытым небом. Только не забудьте - спать надо головой к вулкану.
 
   
Источник: газета "Іностранец"

 

СТАТЬИ О ТУРИЗМЕ


История Лаоса
Лаос издавна населяли мигрирующие племена тхаис (в том числе "шан", сиам и лао) и воинственными горными племенами хмонг/миен. Впервые лаосцы объединились в 13 веке после вторжения с юго-запада Китая орд монголо-татарского хана Кублая.
Килиманджаро…
... и там, впереди, он увидел заслоняющую всё перед глазами, заслоняющую весь мир, громадную, уходящую ввысь, немыслимо белую под солнцем, квадратную вершину Килиманджаро
Хорватия — смесь деликатесов, сосен и скал
Хорватия объединила в себе, пожалуй, все мыслимые красоты всех четырех сторон света и всех наличествующих на географической карте стран мира. Водопады, похожие на ниагарские или ямайские? Пожалуйста! Швейцарские ландшафты? Будьте любезны! Итальянские
Мачу-Пикчу, затерянный город инков
Европейцы сначала открыли Америку, а потом начали методично ее уничтожать. В Новом свете они увидели богатые города, великолепные дворцы и храмы, горные террасы, засеянные невиданными растениями, мощеные дороги, каналы и мосты. Увы
Кухня Болгарии
Само географическое положение Болгарии на рубеже Европы и Азии наложило свой отпечаток и на болгарскую кухню. Для нее характерно пестрое смешение вкусов самых разных регионов
Курорт в Индурува
Не прижились кофейные кусты на Шри-Ланке. А вот чай, наоборот, себя там чувствует хорошо. Чайные плантации облепили склоны холмов, а местное население зарабатывает себе на жизнь, ухаживая за ними и собирая зеленые листья чая. В этом сезоне среди холм