+38 044 270 60 44
Желаете отдохнуть, ЗВОНИТЕ

Бирма. Храм ожидающего Будды


Бирма. Храм ожидающего  Будды

Там, где сходятся пути из Китая и Индии, посреди Бирмы тысячу лет назад возник город Паган. Лет шестьсот назад из него ушли последние жители. Город же удивительным образом не разрушился и не растаял во времени. Сухой воздух средней Бирмы и мастерство древних строителей придали пагодам и храмам стойкость, сохранили их.
Утро приходит в Паган. С Иравади поднимается туман, расплавляя острые грани холмов. И солнце разгоняет туман не спеша, набирая силу, прогревая воздух, покалывая лучами каменные громадины, щекоча их. Оставленные паствой храмы поутру чувствуют себя молодыми, легкими, и купаются в тумане и солнечных лучах. Только два цвета остаются по утрам в их мире: розовый - стены храмов и окутывающий их уже освещенный солнцем верхний слой тумана, и голубой — туман в оставленной ушедшей ночью тени.

Паган дожидается дня. Полдень для него - не самое яркое время суток. От жары небо становится белесым, бесцветным. Листья и иглы кактусов, поля арахиса, занявшие те части города, что принадлежали раньше деревянным домам и дворцам, истлевшим полтысячелетия назад - все покрыто пылью. Пыльными кажутся храмы и пагоды. Те из них, что рассыпались, обвалились, приняв цвет пыли, кажутся термитниками или могильными курганами. Тени резки, но и они теряют голубизну, мутнеют, согревшись. Прохлада таится лишь в самих храмах, за черными прямоугольниками дверей.

Паган озарен закатом. Солнце заходит за реку, где округлыми спинами холмов ограничена долина. Пыль золотится на храмах, исчезает с зелени, возвратившей себе густой и чистый цвет. Длинные тени становятся фиолетовыми, и с семидесятиметровой высоты храма Татбинью бесконечные оранжевые кубики и пирамидки крестьянских домов вдоль реки видятся четкими и ясными в закатной прозрачности и умиротворенности воздуха.

И ночь. Но не темная и бездонная, подчеркнутая лучами электрического света, а серебряная, полная звезд и лунного света. В этот час в мире остаются две другие краски: голубое серебро зданий и чернота зелени. И храмы, совсем невесомые, среди звезд, разбредаются по равнине, устраиваются на ночь.

Когда Паган был жив, храмы - а их тысячи - не белили, как в современной Бирме. Они были покрыты светлой, желтоватой, кремовой штукатуркой, кое-где оживленной зелеными керамическими плитками, позолотой шпилей и раскрашенными львами-охранителями у ворот. К этому надо добавить тысячи домов, хижин и дворцов из темного дерева, чей цвет не нарушал цветовой гаммы храмов и пагод, но подчеркивал их золотистый оттенок.

Белить храмы стали потом, много лет спустя после смерти города. Изменились вкусы, исчезли деревянные строения, и их коричневый цвет сменился зеленым — цветом полей и кустарника, поэтому мы видим нынче город не совсем таким, каким он стоял на этой земле когда-то...

Классический буддийский храм родился из пещеры, и в период расцвета, в средневековье, зодчие в Индии довели до совершенства единство этого образа. Храм возвышается крутой горой над городом. Он весь, как лесом, покрыт скульптурами, позы и движения которых динамичны, многообразны - словно лес этот опутан живыми корнями. А издали лес неподвижен, и неподвижна, горда, сурова гора храма. В горе положено быть пещере, а в той - укрытым святыням. И внутренность обычного индийского храма — настоящая пещера, с нависающим тяжелым, плоским потолком, неожиданно малая для такой горищи.

Паганский же храм, в отличие от индийского, обретает прямоту и лаконичность линий неземного, стремящегося к облакам, легкого, несмотря на размеры, строения. И только внутренность его остается такой же таинственной пещерой. Свет расплескивается по статуям у входа в черноту, где надежно спрятаны от мира боги…

И возникает город-фокусник, город-оборотень, прекрасный и молодой, однако вобравший в себя догматы устоявшегося буддизма, мистику и обряды, рожденные в Индии. Умело рассчитанные пропорции храма, золотистый, оранжевый, розоватый - в зависимости от времени дня или погоды - цвет настраивают на торжественный лад. У современного человека рождается чувство преклонения перед талантом зодчих, придумавших и сотворивших эту каменную сказку. А у жителя древнего Пагана наверняка рождалось чувство религиозное, ощущение близости к миру неба и малости своего земного существа.

…Входящие нерешительно переступают порог.

И темнота.

И узкие своды. И редкие окна-бойницы, бросающие лучи света на статую Будды. И храм раздавил вошедших - тьмой, тишиной, теснотой, отрешенностью – и поглотил их. Человек — игрушка, ничтожество, муравей, заблудившийся в лабиринте. Громадный Будда, выхваченный одним-единственным лучом, нависает над ним, склонив позолоченную голову...

history.megatis.ru


 

СТАТЬИ О ТУРИЗМЕ


Отдых в Таиланде: ключ к познанию Азии
В Таиланде я бывал трижды: работал экскурсоводом в Паттайе, ездил по монастырям и национальным паркам и обучался дайвингу на островах. Обязательно поеду еще. К сожалению, пока Таиланд для большинства русских путешественников – это двухдневный экскурс
Тур по Скандинавии: Финляндия + Швеция + Дания + Норвегия
Чем Скандинавия так привлекает наших туристов? В первую очередь великолепной природой и климатом, привычным нашему брату. Финляндия: дорога царей. Из “Путеводителя по Финляндии” В.Н.Майнова, 1887 г.: “На двух островах Вуоксы находятся два старинных г
Туризм в ОАЭ. Сюрприз за сюрпризом
Сфера туризма в ОАЭ базируется на трех китах - безопасности, совершенной инфраструктуре и насыщенности увлекательными событиями. Безопасность в ОАЭ обеспечивается не только прекрасно функционирующей полицией, но и вообще крайне низкой преступностью в
Курорты Коста-Рики
Северная часть Коста-Рики, прилегающая к никарагуанской границе, заметно отличается по своим природным комплексам от центра Коста-Рики. Основной элемент ландшафта здесь - тропические равнины "льянурас"
Тунис - страна вдохновения для Александра Рубцова
Однажды в центральном холле Торговой палаты города Туниса я увидел большое настенное панно. В правом нижнем углу полотна прочитал имя и фамилию автора - Александр Рубцов.
Різдво у Карпатах. Різдвяні колядки у Карпатах
«Щось колядники з вертепом не йдуть: Невже оминуть наш дім? Що ж то за свято буде?» — даремно бідкалася тітка Рузя, виглядаючи у вікно на заздалегідь відкидану від снігу стежку до нашого дому. Бідкалася даремно, бо це просто їй старенькій не було чут