+38 044 270 60 44
Желаете отдохнуть, ЗВОНИТЕ

Софийский собор в Киеве. Собор Святой Софии – главная достопримечательность Киева


"Собор Святой Софии, премудрости Божьей, митрополия" была заложена Ярославом Мудрым в 1017 или 1037 г. (дата основания собора уже много лет является предметом острых споров исследователей). Считают, что 40 мастеров и 80 их помощников могли завершить строительство за 2-2,5 года. Размеры Софийского собора в Киеве (54,6 на 41,7 метра) и его несравненная красота вызывали восхищение и у митрополита Иллариона (XI в.), и у бискупа Юзефа Верещинского (XVI в.) С XIX в. (начиная с Евгения Болховитинова) Софийский собор в Киеве стал объектом научных исследований.
    
Пространственное решение собора Святой Софии Киевской было пирамидальным: большой центральный купол окружали двенадцать меньших, а к главному объему прилегали с трех сторон две открытые галереи - двухъярусная внутренняя и одноярусная внешняя. Хоры собора Святой Софии имели необычно большую площадь, поэтому считают, что именно тут находился главный "офис" Киевской митрополии - помещение для приемов, библиотека, канцелярия, казна. Кроме того, на хорах во время богослужения находился князь со свитой. Попадали они сюда по винтовым лестницам, которые имелись в двух башнях, встроенных в западную галерею.
    
С архитектурой Софийского собора в Киеве гармонировало и его оформление. Центральный купол и главный алтарь собора Святой Софии были украшены мозаиками, другие части храма, а также столпы галерей и ниши на фасадах - фресками. Эффект от настенных изображений усиливали мозаичные полы, резная мраморная предалтарная преграда (иконостасов тогда еще не делали), мраморные пороги и колонны, резные шиферные парапеты второго этажа. Посетители Софийского собора в Киеве также вносили свою лепту в его оформление, оставляя на стенах многочисленные граффити.
    
Святая София служила также некрополем, в частности, родовой княжеской усыпальницей. До сих пор в соборе Святой Софии хранится саркофаг Ярослава Мудрого, были похоронены в соборе Святой Софии сын Ярослава Всеволод, внуки Ростислав и Владимир Всеволодовичи, правнук Вячеслав Владимирович. Но это не мешало близким родственникам покойных князей периодически грабить храм. Первыми "отличились" суздальцы и их союзники во время погрома города 1169 года, а в 1203 г. с них взял пример Рюрик Ростиславич. Между этими двумя нападениями интерьеры Софийского собора в Киеве едва уцелели от большого пожара 1180 г.
     
Во время монгольского нашествия Софийский собор в Киеве и Софийское подворье также были жестоко разграблены, но собор Святой Софии не был разрушен и продолжал функционировать как главный храм Руси. Однако киевские митрополиты после 1300 г. редко посещали свою опустошенную резиденцию, поэтому собор Святой Софии медленно приходил в упадок и к концу XVI в. представлял собой грустное зрелище. Униаты, владевшие Софией с 1596 г., не только не улучшили положения, а наоборот, распродали даже каменные архитектурные украшения.
    
Только после того, как Петр Могила отобрал собор Святой Софии от униатов и основал вокруг него монастырь, произошли изменения в лучшую сторону. В 1633 г. под руководством итальянца Октавиано Манчини начались большие реставрационные работы в Софийском соборе в Киеве, которые длились до 1640-х годов, но так и не были завершены. Возобновление Софийского собора в Киеве в полном объеме произошло уже начиная с 1688 г. на средства гетмана Ивана Мазепы. Здание приобрело тогда черты стиля барокко, ставшие еще более выразительными после окончательной перестройки 1740-х годов, когда вид собора (в котором было уже 17 престолов) практически приблизился к современному, если не учитывать нартекс, построенный в 1889 г.
  
Собор Святой Софии был построен в XI веке. Он расположен в самом центре города. Сохранились и через века дошли до нас 260 кв.м. мозаик и 3 тысячи кв.м. фресок. Вряд ли где-либо в Европе можно найти собор, где бы сохранилось столько фресок XI века. Вокруг Софийского собора в Киеве находятся монастырские строения 17 века, выполненные в архитектурном стиле украинского барокко. Внутреннее убранство собора почти не изменялось. В конце 18 века появился иконостас и в 19 веке - чугунные напольные плитки.
  
Святая София Киевская - это не истощаемый кладезь произведений искусства, к которому приходят историки и туристы, чтобы увидеть и полюбоваться чудом византийской и древнерусской архитектуры. Каждого, кто переступает порог Софийского собора в Киеве, поражает величиной фигура в центральном апсиде - фигура молящейся Святой Девы Марии. Высота мозаики 6 метров. Мозаика составлена из каменных и стеклянных пластинок различных цветов и оттенков (около 177 оттенков разных цветов). Мозаики, на которых изображена Евхаристия и Отцы Церкви, поражают своей сбалансированностью. Центральная апсида и купол собора Святой Софии украшены мозаиками, стены собора расписаны фресками.
    
Архитектурные формы и роспись собора Святой Софии образуют неповторимое единство. Фрески как орнамент вышивки украшают стены, столбы, своды. Среди изысканной и яркой живописи можно увидеть изображения Святых и сюжеты из Евангелия. В отличие от других образцов византийской церковной живописи, которые дошли до наших времен, на некоторых фресках в соборе Святой Софии представлены не библейские темы, а мирские сюжеты - среди них портреты семьи Великого князя Ярослава.
    
Великий князь Ярослав, названный “Мудрым” - выдающийся деятель в истории ранней Киевской Руси. В первой половине 11 века он управлял великой державой, Киевской Русью, которая располагалась на значительной территории Восточной Европы. В те времена Киевская Русь была одной из крупнейших цивилизованных держав в Европе. Ярослав налаживал связи Руси с державами Европы. Он сам женился на шведской принцессе Ингигерде. Его сестры были замужем за членами королевской семьи Польши и Чехии. Его сыновья были женаты на византийских и немецких принцессах. Одна из его дочек, Анна, стала женой короля Франции, другая - короля Венгрии, третья - короля Норвегии. Именно Ярослав Мудрый заложил фундамент собора Святой Софии.
  
Живопись XI века, которая украшает колокольню Софийского собора в Киеве, изображает сцены игр, организованных в Константинополе императором Константином Порфирогенетом в честь княгини Ольги. На фресках Софийского собора в Киеве изображены мимы, жонглеры, музыканты, танцоры, дрессировщики, гонки колесниц. Более поздние фрески собора (17-19 веков) посвящены только религиозной тематике. 300 графитти на стенах собора свидетельствуют о высоком уровне грамотности Киевской Руси XI века.
  
Национальный историко-культурный заповедник «София Киевская»
Адрес: ул. Владимирская, 24
ст. метро "Золотые ворота".
Время работы собора: 10:00 - 17.30
Выходной день: четверг

 

СТАТЬИ О ТУРИЗМЕ


Отдых в Симеизе: отдых у горы Кошка
"Ворота" Симеиза – автостанция, милый домик, сталинский ампир с колоннами, а вокруг местные патриции Симеиза – душевные тетеньки, с достоинством предлагающие кров. Выбор жилья большой, советую...
История Боливии
Возраст цивилизации в Боливийских Андах 21 тысяча лет. Наиболее известными до-колумбийскими культурами были Тиауанако в районе озера Титикака, которая господствовала в регионе между 600-1200 гг. н.э., и инки, огромная империя которых охватывала больш
Ямас, Кипр! О, райский уголок земли!
Многие обязательно отправятся на Остров Афродиты - Кипр. Совершим и мы небольшое путешествие на Кипр, в этот райский уголок земли.
Камбоджа: страна тысячи улыбок
Перед нами новая, загадочная, ранее недоступная страна - Камбоджа. После многих лет политических и социальных потрясений эта страна обрела долгожданную стабильность и спокойствие. И сегодня она - один из наиболее перспективных туристических регионов
Куба. Гавана - город для всех
Старая Гавана рядом с бухтой, в самом деле напоминающей горлышко бутылки из-под шампанского (а что еще могла эта бухта напомнить Хемингуэю). Попасть в Старую Гавану
Отдых в Израиле. Пробуем Израиль на вкус.
В этой стране очень развит культ еды. Едят везде. Однако для большинства туристов еда не главная цель путешествия. Например, тот, кто отправляется в паломнический тур в Израиль, вряд ли преследует такую цель. Тем не менее, без еды не обходится ни од