+38 044 270 60 44
Желаете отдохнуть, ЗВОНИТЕ
Авиа туры Тур в Камбоджу: Храмы Ангкор

580

4 дня / 3 ночи

Тур в Камбоджу: Сием Рип + Пномпень

720

6 дней / 5 ночей

Вьетнам-Лаос-Камбоджа: Групповой тур по трем странам Юго-Восточной Азии на Новогодние праздники!

1135

8 дней / 7 ночей

Тур в Камбоджу: Сием Рип + Пномпень + Отдых в Сиануквиле

810

10 дней / 9 ночей

Гарантированный групповой тур "Большой Индокитайский вояж" на весенние каникулы!

1235

12 дней / 11 ночей

Приключения в Таиланде и исторический тур по Камбодже

1115

13 дней / 12 ночей

Тур в Камбоджу: пыль дорог по пути к Анкгор Ват и туманы рассветов


В Камбоджу я приехал после странствий по Таиланду, где последние несколько километров шел пешком. Последние метры на пути к тайскому пропускному пункту вокруг меня суетились подростки с зонтиками. Они хотели укрыть меня от солнца и получить за это деньги, но разница в росте и нездоровая конкуренция помешали им это сделать.
         
Пройдя тайских пограничников, я очутился на нейтральной территории, которая использовалась весьма интенсивно. Стояли торговые лотки, сновали какие-то люди с огромными телегами. Найти в этом хаосе камбоджийскую таможню было непросто. Пройдя вперед, а потом вернувшись, я все же нашел пограничника, который после непродолжительных уговоров проверил мою визу и нехотя тиснул штамп в паспорт. И в том, и в другом для вступления на территорию суверенного государства особой необходимости явно не было. Вот уж где поистину прозрачные границы!
     
Интересно, что Кампучия, как ее недолго именовали во времена Пол Пота, который уничтожил почти треть населения страны, и Камбоджа - это одно и то же слово, просто произносится на разный манер, а местные жители вообще предпочитают говорить "Камбодия". Эта страна не слишком популярна у наших туристических агентств. Плохие дороги, низкий уровень сервиса, нестабильная обстановка - все это не способствует притоку туристов. Между прочим, хотя бы одна немаловажная причина посетить страну все же существует - это гигантский индуистский храмовый комплекс Ангкор-Ват, построенный в XII веке и посвященный богу Вишну.
         
Целая группа древних храмов расположена на территории около 200 квадратных километров в некотором отдалении от цивилизации, чуть ли не прямо в лесу. За день обойти все храмы пешком практически невозможно, поэтому местные жители возят туристов на собственных мотоциклах, а входные билеты продаются одно-, двух-и даже трехдневные. Для камбоджийцев проход к храмам бесплатный, иностранцам приходится платить по 20 долларов за однодневный билет. Есть и таинственный "тайный путь", о котором могут рассказать местные жители, если удастся завоевать их доверие.
      
Ангкор находится в 7 километрах от городка Сиемриеп, живущего исключительно за счет иностранцев, приехавших посмотреть самый большой индуистский храм в мире. Уважение камбоджийцев к национальной реликвии столь велико, что Ангкор-Ват даже изображен на государственном флаге. А когда одна легкомысленная тайская актриса как-то сказала журналистам, что Ангкор по праву должен был бы принадлежать Таиланду, в Камбодже начались тайские погромы, а отношения между странами сильно ухудшились. Надо сказать, что сами камбоджийцы считают, что как раз наоборот часть территорий Таиланда и Южный Вьетнам должны были бы принадлежать Камбодже, как это было во времена великого Кхмерского государства.
     
Интуристский Сиемриеп встретил меня навязчивыми коммерческими предложениями напоить лимонадом, снабдить сувенирами и разместить в отеле. Не поддаваясь уговорам разномастных коммерсантов, я отправился гулять по городу. Многочисленные мотоциклисты, выполняющие роль такси, энергично сигналили мне, так как их профессиональную гордость возмущал вид идущего пешком туриста, да еще и с рюкзаком. Я решил направиться на выход из города в сторону Ангкора. По дороге попадались шикарные свежеотстроенные отели и фундаменты будущих гостинец, вокруг которых кипели строительные работы. Видимо, камбоджийские власти твердо решили использовать свой главный туристический "козырь" по максимуму.
     
Чуть подальше современные здания сменились деревенскими домиками. Жизнь тут явно была спокойнее. Детишки весело резвились, играя в "шлепанцы". Суть игры состояла в том, что на камень устанавливался один шлепанец, а вторым надо его сбить с небольшого расстояния. Краем глаза наблюдая за детьми, женщины занимались хозяйством, мужчины же степенно покачивались в гамаках и, неторопливо покуривая, размышляли, должно быть, о мировых проблемах. 
 
В гостях у монахов
Прямо перед собой я увидел буддистский храм, живописно расположившийся посреди высоченных пальм. Он выглядел вполне современным и обитаемым. На поле перед храмом монахи играли в футбол. Мое внезапное появление внесло в игру некоторую заминку, в результате которой зазевавшийся вратарь одной из команд пропустил гол. Ко мне подошел молодой бритоголовый монах и на вполне сносном английском поинтересовался целью моего визита. Я откровенно сообщил ему, что хотел бы остановиться в этом храме на пару дней. Просьба была воспринята совершенно спокойно, и Бона, так звали монаха, пригласил следовать за ним. Мы подошли к дому, где жили монахи. Он представлял собой приземистое одноэтажное здание с широкими дверями и окнами без стекол. В одной-единственной широченной комнате стояли двухярусные кровати, на стенах висели различные буддистские изображения, а под потолком мерно крутились огромные вентиляторы. Больше в комнате не было ничего.
   
- Ты будешь спать здесь - сказал Бона, освобождая свою кровать от лежавших на ней вещей.
- А как же ты? - спросил я.
- Никаких проблем, - и Бона продемонстрировал новенький гамак, для большей убедительности тут же привязав его к каким-то крюкам на стене и показав как именно он будет в нем спать. Затем мы пошли на экскурсию по монастырю. Бона познакомил меня со старейшинами, показал монастырское кладбище и глубокий колодец. Вообще-то в монастыре раньше было два колодца с питьевой водой, но во времена Пол Пота их доверху наполнили телами убитых монахов. Один из колодцев позже засыпали, а другой все же пришлось очистить, поскольку иных источников воды не было. Хотя прошло не очень много времени после тех трагических событий, но жизнь в монастыре продолжается, и монахи берут из колодца воду, моются ей и даже считают пригодной для питья.
          
Вечером Бона пригласил меня на ужин. Монахи собрались в своем доме и расселись в кружок прямо на полу. Поставили в центр несколько общих тарелок, из которых каждый мог брать себе еду. Электричества не было, а при свете свечи наша трапеза носила какой-то мистический оттенок. По стенам метались огромные жутковатые тени, а бритоголовые монахи в одинаковых оранжевых одеяниях казались братьями-близнецами. Я отведал кисловатого супчика, закусил лепешкой и уже потянулся было к тарелке, где лежало еще что-то вкусненькое, но в ужасе отдернул руку. В тарелке, растопырив во все стороны суставчатые лапки, лежали огромные жуки. Аппетит сразу пропал. Я вяло надкусил очередную лепешку.
          
- Ешь, ешь! Очень вкусно! - пододвигали ко мне тарелку с жуками заботливые монахи. Я, стараясь не выражать явно свою неприязнь, чтобы не обидеть монахов, пытался отодвинуться прочь от сомнительного блюда. Вдруг по полу комнаты пробежал здоровенный таракан. Он деловито забрался на стоящую рядом со мной грубо сколоченную табуретку и важно пошевелил усами. Гигантская тень на стене также пошевелила усами, после чего таракан и его тень вместе побежали по своим делам.
          
- Смотрите, ваша еда разбегается, - язвительно заметил я.
- Нет, нет! Это другое! - развеселились монахи.
- Ага, другое... То же самое! - ужин пришлось закончить, поскольку больше думать о пище не хотелось. Я забрался на свою кровать и накрылся антимоскитной сеткой. Монахи вскоре тоже начали укладываться спать. Кто-то устроился в кроватях, кто-то в гамаках, а кто-то просто расстелил на полу циновку. 
 
В поисках "тайного пути"
Рано утром монахи ушли на молитву, а я отправился исследовать Ангкор-Ват. Жажда приключений и нежелание запросто так отдавать 20 долларов заставили меня искать "тайный путь" в обход постов проверки билетов. Я нашел тропинку, по которой ходили местные жители, и углубился в джунгли. С деревьев свисали лианы, в гуще веток свистели птицы, а прямо из-под ног разбегались длиннющие многоножки. Тропинки разветвлялись и сходились вновь, и через некоторое время я уже перестал ориентироваться и понял, что заблудился. Впрочем, это меня не сильно беспокоило, поскольку сквозь деревья то тут, то там проглядывали приземистые соломенные хижины с круглыми крышами.
         
"В этих местах, наверное, живет какое-то экзотическое племя", - подумалось мне при виде очередной хижины. Но тут из нее вышел камбоджиец в джинсах и футболке, выкатил велосипед и уехал куда-то по тропинке. Я немного погоревал об утраченной возможности совершить важное этнографическое открытие и отправился дальше. Через некоторое время мои скитания увенчались успехом, и я вышел из леса. Прямо передо мной простирался Ангкор... Да, это стоило увидеть! Рассказывать о его красоте вряд ли имеет смысл, все равно ничего путного из этого не получится. Лучше гляньте на фотографии, которые я там делал.
         
Вернулся в свой монастырь я лишь под вечер. Бона как раз отправлялся на ежедневные занятия. Он учил других молодых монахов и деревенских детишек английскому языку. Я попросил разрешения поприсутствовать. Бона согласился, но, как мне показалось, не был этому особенно рад.
     
В крошечной комнатенке при свете свечей сидело около десятка человек. Бона вышел к доске и начал писать число и тему занятия. С каждым словом он бросал на меня пытливые взгляды, пытаясь по выражению моего лица понять, все ли правильно он делает, нет ли ошибки. Я решил ему помочь и пару раз поправил его, когда он действительно ошибся. Делать этого не стоило. Бона, пытаясь сохранить свой авторитет учителя, вежливо, но настойчиво попросил меня удалиться, и остаток вечера я провел болтаясь в гамаке и листая книгу по истории буддизма. На следующий день я продолжил путь.
     
Бона вывез меня на мотоцикле на трассу и вручил на дорогу пакет с бананами. Некоторое время пришлось идти пешком, но вскоре я уже глядел на мир из кузова грузовичка. Мелькали рисовые поля, крестьяне в смешных соломенных шляпах, детишки, едущие верхом на быках, и буддистские монахи, прячущиеся от солнца под цветастыми зонтиками. Дорога федерального значения Сиемриеп - Пномпень не была асфальтирована, и грузовичок весело скакал по кочкам, а я вместе с какими-то тюками не менее весело катался по днищу кузова. 
  
Периодически дорогу пересекали мосты. Реки высохли от жары и превратились в длинные канавы. А мосты над ними представляли собой несколько бревен, скрепленных между собой веревками или металлическими скобами. Большая часть мостов была повреждена, поэтому, чтобы движение не останавливалось, возле них сидели местные жители и помогали машинам преодолевать опасные участки. Они громко командовали: "Левее! А теперь правее! На меня, давай, на меня!" Водители послушно выполняли указания, а затем платили местным жителям за помощь. Говорят, время от времени федеральные дорожные службы посылают бригады для ремонта мостов. Но через некоторое время мосты вновь оказываются поврежденными. Вероятно, местные жители не желают терять свой заработок.
         
Встречались на дороге и нищие. Однако по сравнению от нищих всех прочих стран эти были технически более подготовленными. При виде машины они включали патефоны и под музыку просили у проезжающих машин подаяние, усиливая свои голоса при помощи громкоговорителей. А ребятишки-помощники, ходили мимо машин с ведрами и корзинами для сбора наличных.
         
Следующий город, в котором я остановился, был Кампонгтхом. Вообще-то я мог проехать и дальше, но, увидев стоящие вдоль дороги кхмерские статуи, решил их изучить внимательнее. Оказалось, что это были так называемые "стражи монастыря". Подобные статуи встречаются в Китае в виде львов, они называются Ши Цза, в Лаосе - в виде свирепых воинов или собак, в Таиланде - их роль играют воины с длинными носами, в Индонезии - слоны с многочисленными руками. Стражи нужны для того, чтобы отгонять злых духов, не пускать их в монастыри. Некоторых стражей жители устанавливают также возле различных учреждений и даже частных домов. Возле монастыря в Кампонгтхоме стояло очень много стражей. Монастырю было около 800 лет, и злые духи за это время не раз, по-видимому, пытались проникнуть на его территорию. Кого тут только не было! Собаки-носороги, воины с тремя лицами и прочие монстры. При виде этих тварей какого-нибудь слабонервного духа непременно должен был схватить инфаркт. 
  
Как монастырь, так уроки английского
К счастью, мой собственный дух был в полном порядке, и я вступил на территорию монастыря. Оказалось, что здесь тоже преподавали английский язык, причем весьма интенсивно. При монастыре было несколько групп, занимавшихся одновременно. Вокруг меня собралось учителя английского, забросали вопросами, а потом повели к настоятелю, древнему сухонькому монаху. Тот разрешил мне остаться в монастыре. Мне даже выделили персональную комнату с ключом, в которой была деревянная кровать с неизменной противокомариной сеткой. В общем, я снова почувствовал себя "белым мистером".
          
Пока шли занятия английским, я вышел во двор и стал смотреть, как монахи собирают кокосы. Один из них ловко забирался по абсолютно гладкому стволу высоченной пальмы. К его поясу была привязана веревка. Другие монахи внизу держали ее конец. "Какая странная страховка" - подумалось мне. Я попытался забраться на соседнюю пальму, но ствол был настолько скользкий, что я бездарно съехал по нему вниз под сочувственные ухмылки молодых монахов.
          
Наконец тот, кто залезал на пальму, добрался до самого верха. Что-то крикнул, и к концу веревки привязали устрашающего вида изогнутое мачете. Паренек вытянул веревку и взял мачете в руку. Некоторое время раздавался мерный стук, монах рубил ветки с кокосами. Потом он стал аккуратно спускать связки кокосов на веревке. Чтобы не разбились, догадался я. В подтверждение моих мыслей один из кокосов полетел на землю и действительно раскололся на две части. Его сок расплескался по траве. Вслед за этим упал еще один кокос, но на удивление остался цел. Я подбежал к нему и взял в руки. "Можно, возьму себе?"- спросил у монахов: "Что упало, то пропало!" Мне щедро разрешили забрать кокос. Выйдя на улицу, я стал искать место, где можно полакомиться трофеем. До этого я ни разу не пробовал кокосы, но уже видел, как их едят местные жители. Они срезают верх, просовывают внутрь трубочку и выпивают сок. Затем разламывают кокос и вырезают ножом съедобную мякоть. Я шел гордо помахивая тяжелым кокосом, когда проезжающий мимо велосипедист ехидно спросил меня по-английски:
   
- Что ты собираешься с ним делать?
- А как ты сам думаешь? Конечно, съесть! - радостно ответил я. Велосипедист уехал, озадаченный явным несоответствием между ценностью заурядного кокоса и моим счастливым видом, вызванным обладанием вышеозначенным плодом.
         
Ночь я провел в своей келье в монастыре. Большую половину ночи шла какая-то особенная служба. Монахи били в барабаны, играли на разных инструментах и заунывно распевали молитвы. Не знаю, связана ли была эта служба с изгнанием злых демонов или нет, но они, похоже, слетелись в мою комнату со всего монастыря и в ужасе забились под кровать. Иначе как объяснить, что всю ночь я не мог заснуть, мне мерещились какие-то страсти, от которых я вскакивал в холодном поту. В общем, это была не самая приятная ночь.
На следующий день я решил съехать из монастыря и воспользовался приглашением одного из учителей английского. Его звали Тет, и у него был небольшой дом в центре города. Тет жил вместе с женой, матерью, сестрой и целым выводком детей, сосчитать коих было крайне затруднительно. Все это семейство размещалось в двух комнатах и спало в гамаках и на циновках. Мне, как почетному гостю выделили единственную кровать. Я бы предпочел занять место на циновке, но отвертеться от обязанности почетного гостя спать на кровати не удалось.
         
Днем к нам в гости пришли еще два учителя - Лот и Джей. Они предложили отправиться вместе смотреть какие-то древние руины, расположенные за пределами города. Пешком, по их словам, было не добраться, но у них как раз оказалось два мотоцикла, и мы отправились в путь. До этого у меня почти не было опыта езды на мотоцикле, тем не менее я взялся управлять. Мы помчались вперед, оставляя за собой огромные клубы желтой пыли. Приехав к месту назначения, обнаружили что наши руки, лица, одежда, обувь и даже фотоаппарат (хранившийся в чехле) покрыты равномерным слоем желто-серой пыли. Пришлось чиститься.
         
Руины, ради которых мы проделали долгий путь, не могли сравниться с Ангкором ни красотой, ни масштабами, но все же представляли интерес, будучи весьма живописно разбросаны по лесу. Поглядывая под ноги, можно было тоже увидеть много необычного. Например, длиннющих (до 20 сантиметров) многоножек, здоровенных жуков и нескончаемые муравьиные полчища. Муравьи потоками выплескивались из-под земли и неслись куда-то, причем ширина потока могла достигать метра и более, затем эти потоки вновь скрывались под землю. Горе незадачливым жукам, попавшимся на пути: их мертвые тела также исчезали под землей. Даже человеку опасно пересекать дорогу муравьям. Стремительные волны плотоядных насекомых не остановить никакой силой. 
  
Интересный способ ресторанного обслуживания
Насмотревшись на чудеса камбоджийских лесов, мы вернулись к цивилизации. Мне хотелось немного отдохнуть от общества учителей и в одиночестве побродить по городу. Я зашел в приглянувшееся мне кафе. Там почти не было посетителей. Лишь за одним столиком сидел камбоджиец и пил кофе с кренделями. Под потолком висел телевизор, показывающий боевик со стрельбой и взрывами, как и принято в местных общепитах. Ко мне подошла официантка. Она не говорила по-английски, поэтому я просто дал понять жестами, чтобы она принесла мне кофе и крендели, "как у того мужика". Имелся в виду одинокий посетитель. Официантка скрылась на кухне, чтобы через минуту появиться вновь с чашкой кофе. Потом подошла к сидящему за столиком камбоджийцу, бесцеремонно вытащила у него из-под носа тарелку с кренделями и поставила передо мной. Оказалось, что выпечка на кухне просто кончилась. Я начал протестовать - перед посетителем неудобно, да и просто неприятно доедать чужое. Но деваться было некуда. Камбоджиец великодушно подтвердил, что жертвует кренделями в мою пользу.
         
Вечером у меня был весьма напряженный график. Каждый из учителей хотел, чтобы я выступил перед его студентами в разных школах и лицеях. Я понятия не имел, о чем говорить ученикам. Но учитель Лот, лучше всех владеющий английским, убедил меня, что это не имеет значения. Важно лишь, что я настоящий англоговорящий иностранец (объяснения, что мой родной язык - русский, всерьез не воспринимались). Дети должны услышать настоящий живой английский язык.
          
Я возвращался домой после четырехмесячного пребывания в Австралии и показал все, на что способен. Рассказал детям о политике, о жилищно-коммунальном хозяйстве своего родного города, о банковской системе и о том, как хакеры вскрывают банковские счета. Дети слушали с большим вниманием.
         
После лекции ко мне подошел учитель Лот и сказал: "Здорово! Лично я понял процентов 60 из того, что ты сейчас говорил". Дети явно поняли еще меньше. На следующей лекции я уже рассказывал про птичек и зверюшек, старательно рисуя их на доске, чтобы было понятнее.
  
А через два дня пути на перекладных я уже был в Пномпене, где, как оказалось, живет не так уж мало русских. Есть даже Русский культурный центр и Русский ресторан, с владельцами которого я познакомился. Часть русских обитает в посольстве за высоким забором, это привелигированная публика. К "подзаборным" русским они относятся слегка свысока. Те тоже не слишком жалуют "посольщиков", а вообще "русские камбоджийцы" очень хорошие и душевные люди.
          
На улицах Пномпеня можно встретить множество мотоциклистов, причем на одном мотоцикле сидят пять или даже шесть человек. Много красивых и богатых домов. В столице злословят - когда хотели построить автомобильную трассу "Азия", которая соединила бы Китай, Вьетнам, Камбоджу, Таиланд и Малайзию, богатые соседи выделили на строительство деньги нуждающимся Вьетнаму и Камбодже. Вьетнам на полученные деньги построил свой участок трассы, а в Камбодже построили особняки начальству, строившему дорогу, чтобы ему лучше думалось, как же эту дорогу построить.
          
Но вот и столица осталась позади. Я снова шел вперед. Многочисленные зеваки в тысячный раз кричали мне: "Хэлло, мистер! Куда идешь?" На что я лениво отвечал - "Сам ты - мистер..." и продолжал шагать по желтой камбоджийской пыли.
 

Источник: www.explan.ru


 

СТАТЬИ О ТУРИЗМЕ


Достопримечательности Гамбурга: отзыв о туре выходного дня в Гамбург
Лучший способ увидеть весь Гамбург сразу — купить за ?2,50 билет и проехать по линии наземного метро U3. Ветка проходит через все самые интересные районы...
Отдых на Филиппинах – отзывы туристов
Я летела до Катара (5 часов), потом еще чуть-чуть до Сингапура (8 часов) и еще немного до Филиппин (4 часа). Из прохлады пустого аэропорта города Себу шагнула на улицу — и в меня врезался поток
Где лучше всего отдыхать в Турции, в Хорватии, на Кипре?
Отдыхать на пляжах!!! Теплое море, солнце и полное отсутствие земных мыслей, в памяти - только пара бутылочек "славутича" ну или «жигулевского» по старинке, припрятанных у кромки вод
Куопио, озерный край Финляндии: в снегу все возрасты проворны
Куопио, или, как его называют финны, »Озерный край», удачно сочетает в себе столичные развлечения Хельсинки (аквапарк, экскурсии по городу, шопинг) со сказочной атмосферой Лапландии.
Турция. Храмы - гордость Турции
К вопросу о вере и веротерпимости. Весьма актуальному - в свете недавних артиллерийских обстрелов и полного разрушения статуй Будды.
Тур во Францию. Отдых во Франции - все, что нужно человеку для счастья
Даже сами французы, когда говорят о Франции, часто не могут удержаться от эпитетов. И главный из них - "belle"; "Ma belle France", "Моя прекрасная Франция"... Она и, правда, прекрасна, эта счастливая страна - хоть и одна из самых больших в Западной Е