+38 044 270 6044
Желаете отдохнуть, ЗВОНИТЕ

"Большие картины" в Русском музее

 29 октября в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открывается выставка "Большая картина". Это - около 30 большемерных произведений XVIII- начала XX вв. из собрания Русского музея (размеры некоторых картин превышают 15 кв. метров). Они практически постоянно находились в фондах музея, некоторые впервые включаются в научный оборот, воспроизводятся и станут доступны публике. На выставке представлены работы русских и иностранных мастеров, среди которых такие известные имена, как И.Бельский, А.Венецианов, В.Шебуев, Д.Доу, Ф.Фонтебассо, К.Флавицкий К.Маковский, В.Верещагин, а также произведения художников, чьи имена практически незнакомы уже современному зрителю. Жанры произведений, в которых написаны представленные на выставке "Большая картина" произведения, это в основном историческая и религиозная живопись, парадные портреты. Этим и объясняется значительный размер холстов. Многие из работ выставки созданы в годы обучения авторов в Петербургской академии художеств или пенсионерства за границей и имеют ярко выраженный академический характер. При жизни авторы этих работ, как и сами произведения, были хорошо известны, художники получали награды, затем последовало долгое забвение, в прошлом веке картины эти хранились на валу в фондах Русского музея. Ведь экспонирование подобных произведений требует определенного контекста и больших выставочных площадей. Тем интереснее для зрителя будет теперь, спустя многие десятилетия, открытие и неизвестных произведений, и неизвестных имен. Впервые экспонируется одна из самых ранних (по времени написания) картин выставки "Аллегория истинного и благовременного покаяния" (неизвестный художник первой половины XVIII века). Аллегорические картины, в образной, иносказательной форме раскрывавшие канонические христианские представления об устройстве мира горнего и дольнего, церковных требах и таинствах (так называемые "тезисы"), были широко распространены в первой половине XVIII века. В период обмирщения основ жизни, эти картины явились своеобразным пограничным явлением между иконой и светской картиной. Чаще всего такие тезисы существовали в качестве книжной иллюстрации. В станковой форме они встречались реже, и сохранились в единичных образцах, имеющих большую историческую ценность. В середине и второй половине XVIII века были особенно популярны произведения такого плана, как "Портрет императрицы Екатерины I" работы немецкого портретиста и исторического живописца Г.Бухгольца (1760-1770-е). Они создавались для многочисленных присутственных мест, а также фамильных галерей. Портрет работы Г.Бухгольца долгое время находился в Императорской Академии наук, а затем более полувека - на валу в фондах Русского музея. Несмотря на то, что сведения о нем опубликованы в Каталоге живописи Русского музея, сам портрет до настоящего времени нигде не воспроизводился и ни разу не экспонировался. Чрезвычайно интересна и важна картина одного из самых знаменитых русских живописцев, основателя бытового крестьянского жанра, А.Г.Венецианова "Предстательство Богоматери за воспитанниц Смольного института", написанная в качестве запрестольного образа для Смольного собора. Это - редчайший пример обращения Венецианова к религиозному сюжету. Картина представляет собой едва ли не единственное полотно большого формата, принадлежащее кисти этого знаменитого художника. Традиционно считалось работой неизвестного художника второй половины XVIII века полотно "Взятие Богоматери на небо", многие годы хранившееся в фондах Русского музея. В процессе подготовки произведения к выставке реставратором А.В.Мининым были обнаружены и расчищены подпись и дата: П.I.Бљльскiй 1779 годъ. Живописец, автор исторических картин, плафонов, стенных росписей, жанрист, успешный копиист И.И.Бельский был одним из крупнейших мастеров Живописной команды Канцелярии от Строений, ее фактическим руководителем во второй половине XVIII века. В практике Живописной команды Канцелярии от Строений было широко распространено использование в качестве композиционных образцов произведений западноевропейской живописи и графики. Вполне вероятно, что картина написана на основе одной из современных гравюр. Новооткрытая работа И.И.Бельского экспонируется впервые и не только вводится в научный оборот, но и существенно дополняет представление о творческом наследии Ивана Бельского. Впервые экспонируется на выставке "Портрет великой княгини Александры Федоровны с детьми - великим князем Александром Николаевичем и великой княжной Марией Николаевной" (1821 - 1824) работы Д.Доу "первого портретного живописца" императорского Двора, знаменитого автора портретов Военной галереи Зимнего дворца. В Русский музей портрет поступил после расформирования Романовской галереи вместе с рядом других императорских изображений. Одним из наиболее значительных произведений иностранных художников, работавших в России, является полотно "Вступление на престол Екатерины II" выдающегося итальянского живописца, акварелиста, рисовальщика, гравера Ф. Фонтебассо. Он был одним из первых профессоров Санкт-Петербургской Академии художеств и прославился как мастер исторической, аллегорической и плафонной живописи, портретист, оставив заметный след в русской художественной культуре. Самое широкое представление о темах , интересовавших художников , писавших на исторические темы, дают картины ХIХ века , экспонипрующиеся на выставке. Это полотно Ф.Е.Бурова "Шлиссельбургский узник"(Посещение Иоанна Антоновича Петром III в Шлиссельбургской крепости 1885), написанное по роману Г.П.Данилевского "Мирович". Это картина А.И.Новоскольцева "Последние минуты митрополита Филиппа" (1880-е) - художника, популярного своими историческими полотнами на сюжеты из эпохи так называемой опричнины, введенной Иоанном Грозным для борьбы с боярской оппозицией. К позднему периоду творчества, времени обращения художника к историческому жанру, относится работа В.Г.Перова "Первые христиане в Киеве"(1880). Сюжеты из русской истории были очень популярны в Х1Х веке, однако трактовались они по-разному. Один из сюжетов истории Туркестана запечатлен в произведении Н.И.Каразина - "Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 года" (1888). Это одна из семи картин (размером более четырех метров каждое), написанных художником в течение пяти лет. Каразин был документально точным в изображении военной жизни, среди действующих лиц писал и реальные портреты. На этой картине изображен художник В.В.Верещагин, знаменитый баталист, картина которого "Гора Казбек" (1898) также представлена на выставке. Кисти другого Верещагина, Василия Петровича, крупнейшего русского церковного и исторического живописца, принадлежит картина "Осада Троице-Сергиевой лавры" (1891). Сюжет картины относится к началу ХУП века, когда войска Лжедмитрия II осадили Троице-Сергиеву лавру. Защитники обители выдерживали осаду в течение шестнадцати месяцев. Художник написал картину по личному предложению императора Александра III, способствовавшего возрождению в обществе исторической памяти и патриотических настроений. Теме народного патриотизма посвящено и полотно К.Е.Маковского "Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям". Знаменитый портретист и автор больших многометровых полотен, Маковский нечасто обращался к конкретным событиям истории. Его больше привлекала бытовая, обрядовая сторона жизни допетровской Руси, позволявшая показать красоту русской старины: костюмов, украшений, утвари. Произведение такого рода - "Поцелуйный обряд" (1895), сюжетно связанное с романом А.К.Толстого "Князь Серебряный", также представлено на выставке. Кисти К.Е.Маковского принадлежит и картина "Русалки" (1879) - необычное по замыслу произведение, на создание которого художника вдохновило творчество Н.В.Гоголя. Полотно было представлено в 1879 году на 7-й выставке передвижников и прямо там приобретено императором Александром III для Эрмитажа, откуда впоследствии поступило в Русский музей.
Источник: www.tourua.com

СТАТЬИ О ТУРИЗМЕ


Владимирский собор в Киеве: история и росписи Владимирского собора
Ныне Киев тяжело представить без Владимирского собора. Идея создания Владимирского собора принадлежит митрополиту Филарету Амфитеатрову. Собственно его идея о создании в Киеве собора...
История Китая
История Китая насчитывает 5000 лет. Первая династия Циа не оставила после себя никаких памятников, но принято считать, что это правление продолжалось с 2200 по 1700 гг. до нашей эры.
Черногория… Черногория очаровывает!
Говорят, Бог любит троицу. Я была в Черногории три раза. В первый раз в составе рекламной группы в 2000 году, когда кровавый туман современных, полных острого драматизма югославских конфликтов еще толком не рассеялся над регионом
Десять дней в Алпах на горнолыжных курортах
Бог не дал Швейцарии ничего, кроме огромных гор, каменистой, не слишком плодородной почвы, сотни озер и чудовищного ежедневного трудолюбия людей. Но этого оказалось достаточно, чтобы сделать эту страну символом богатства, благополучия и элитарного ту
Сказки Андерсена. Сказочник Андерсен и Его Копенгаген
Бронзовый памятник Гансу Христиану Андерсену в Копенгагене стоит в публичном парке, на фоне грациозного розового замка Розенборг, в виду грациозно загорающих на газонах розовых тел без лифчиков. Сказочник глядит поверх голов, книга в левой руке
Отдых на Фиджи. Личный опыт
Не думаю, что многим соотечесвенникам довелось побывать в этом тропическом островном государстве, т.к. традиционным этот одтых даже для европейцев не назовешь: слишком далеко (более 25 часов только в самолетах), слишком экзотично, да и не дешево.