+38 044 270 60 44
Желаете отдохнуть, ЗВОНИТЕ

Обходные маневры

Автобусные туры по Европе — сегмент отечественного турбизнеса, который всегда отличала большая чем, например, на пляжных направлениях, стабильность. Причем стабильность эта прослеживалась и в отношении спроса, и в плане рентабельности бизнеса, и в составе основных участников рынка. Более того, даже проблемы, связанные с автобусным туризмом, не менялись с годами. Операторы по-прежнему ищут обходные пути решения польского транзита, ночных переездов и скандалов с белорусскими таможенниками. Экскурсионные автобусные туры по Европе остаются для многих единственной реальной возможностью увидеть дальнее зарубежье. По разным оценкам, не менее 100 тыс. россиян в год покупают подобные туры. При средней стоимости программы 300—400 евро легко подсчитать, что оборот рынка автобусных экскурсионных туров составляет более 1 млрд руб. в год. Сумма внушительная, хотя, конечно, и несопоставимая с оборотами на пляжных, например, направлениях. Как показывает практика, число клиентов-автобусников пусть и медленно, а растет. Наиболее востребованными остаются экономичные варианты за 300 евро, но все больше россиян могут позволить себе уже более дорогие программы, стоимостью от 500 до 800 евро (как правило, с авиаперелетом). Наряду с растущей покупательной способностью населения рентабельность этого бизнеса в среднем остается невысокой. «Рентабельность всего туризма становится низкой, в районе 3—5%, как на Западе, и этот показатель фактически уже не зависит от направления, — считает первый заместитель генерального директора компании «Нева» Алексей Каширский. — Здесь больше играет роль то, как оператор умеет зарабатывать на дополнительных услугах». Прибыльность автобусного туризма связана главным образом с экскурсионным обслуживанием и рядом прочих дополнительных услуг. «Поднять стоимость тура мешает рынок. У соседа всегда найдется что-то похожее за более дешевую цену. А договориться мы не можем, хотя такие попытки были, — отмечает Сергей Домени, гендиректор компании «Кругозор». — Единственная договоренность, которой удалось достичь, а затем и реализовать — это согласованно перевести цены в евро. И то через полгода после того, как мы стали оплачивать свои расходы в европейской валюте». Низкой рентабельностью, судя по всему, определяется и постоянство, которое можно наблюдать среди наиболее заметных автобусных операторов. Рынок, который с полным на то основанием можно назвать всероссийским (более 70% туристов-автобусников — жители российской глубинки, от Калининграда до Сахалина), фактически контролируется десятком московских компаний. По объемам с ними вполне сравнимы разве что ряд питерских («Нева», «Вест-трэвел», «Бон Вояж» и др.) и калининградских компаний («Дэдди», «Анюта», например). В большинстве же своем региональные турфирмы вынуждены так или иначе пользоваться услугами москвичей — столица по-прежнему остается главным транспортным узлом России. По оценкам специалистов на направлении, лидером среди столичных автобусных операторов сегодня является «Туртранс-Вояж», на долю которого приходится до 40% всего объема. Далее с относительно равными долями следуют «Анкор», «Интерс», «Старый город», «Кругозор», «Ост-Вест» и столичный филиал «Невы». Новых имен в этом списке лидеров за последние 5—6 лет не прибавилось. Единственная серьезная попытка закрепиться на российском рынке был предпринята еще в кризисном 1998 году несколькими белорусскими компаниями, которые предложили низкие цены, чем и привлекли к себе часть клиентуры. Правда, при этом у белорусов серьезно страдала качественная сторона дела, и именно поэтому, считают в российских компаниях, туристы вернулись к отечественным производителям туруслуг. Впрочем, качество предоставляемых услуг в случае с автобусными турами — больное место не только наших соседей. Держать марку не всегда удается и российским компаниям. По причинам, часто от них мало зависящим. Погранично-таможенные формальности и позиция консульских служб ряда европейских стран в отношении автобусных туров и туристов могут свести на нет все усилия оператора по формированию качественного продукта и группы. «Прежде всего проблемы возникают у россиян, проживающих в регионах, которые занесены посольствами в негласный черный список. Это Чечня, Ингушетия, Дагестан и другие национальные республики», — говорит сотрудник одной из турфирм. — У этих клиентов шансы нарваться на отказ в выдаче визы гораздо выше, чем у других». Впрочем, губят все дело даже не опасения консульских служб на счет жителей отдельных регионов России, а предвзятое, по мнению многих операторов, отношение к покупателям автобусных туров вообще. Причина — высокий процент «невозвращенцев». «В посольствах очень настороженно относятся к автобусным программам: у них субъективное мнение, что это один из каналов нелегальной эмиграции», — говорит Алексей Каширский. Увы, но даже оформленная виза не означает для туриста-автобусника благополучного путешествия. Впереди граница, этап маршрута абсолютно непредсказуемый. Здесь никто ничего гарантировать не может. Простои российских экскурсионных автобусов по 5—6 часов в Бресте давно стали нормой. В пиковые даты, например в период школьных каникул, ситуация только ухудшается. «На днях наша группа школьников простояла на польской границе 6 часов, и в результате нам пришлось отказаться от экскурсии по Варшаве, — приводит свежий пример Анна Лапушкина, менеджер новосибирской турфирмы «Каникулы». — Нас беспокоят даже не столько сроки задержек, сколько несоответствие таможенного законодательства России и Польши». «Неадекватная дотошность белорусских таможенников часто приводит к задержкам и штрафам», — констатирует Сергей Домени. «Последние полгода представители наших турфирм пытались встретиться с белорусскими властями, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию и попытаться решить проблемы прохождения границ, однако каждый раз сроки встречи отодвигаются», — добавляет он. Существующие сегодня альтернативные пути проблему в целом не решают, хотя и в значительной мере облегчают работу в пиковые периоды. «При работе через Калининград нужно заранее по определенным правилам приобретать железнодорожные билеты, учитывая, что с литовской стороны есть некая имитация визы. Таков единственный минус этого направления», — говорит Алексей Каширский. «А при отправлении автобусных групп через Скандинавию тур становится комфортнее (туристы спят не в автобусах, а в каютах паромов), но несколько дороже», — добавляет он. Цена же всего пакета в автобусном бизнесе вопрос принципиальный. Даже незначительное ее увеличение росту популярности продукта не способствует. Поэтому и самые оптимистично настроенные компании перспективы свои с подобным решением проблемы не связывают. Возможно, удачным дополнением к существующей транспортной схеме на автобусных экскурсионных маршрутах в ближайшее время станет бюджетная авиаперевозка. Уже сейчас автобусники активно предлагают своим клиентам авиационную составляющую как альтернативу наземному пересечению границы. «Туртранс-Вояж», например, сотрудничает с «Сибирью», а «Анкор» предлагает перелеты на Germania Express. Конечно, авиасоставляющая пока приводит только к удорожанию тура (на 100—200 евро), однако эта разница в скором времени может быть сведена к минимуму. По данным «Туринфо», в ближайшие месяцы в Москву из Европы начнут летать как минимум еще две низкобюджетные авиакомпании, а цена перелета, скажем, по маршруту Москва—Берлин может составить 40—50 евро, пишет газета "Туринфо".
Источник: www.tourua.com

СТАТЬИ О ТУРИЗМЕ


Монако: виртуальный тур в княжество, где отдыхают миллионеры
Монако - крохотное средиземноморское княжество, снискавшее себе мировую славу. Монако, столица игорного бизнеса Европы, славится неповторимой красотой своего ландшафта, в который гармонично вписываются белокаменные виллы и таинственные замки, хранящи
Культура Ирана. Традиции Ирана. Кухня Ирана
Религиозность - особая культурная черта Ирана, так как она проникает во все аспекты жизни. Ислам - вера в одного Бога, и люди обязаны служить ему в соответствии с Кораном. В арабском языке "ислам" означает подчинение, а "мусульманин" - тот, кто подчи
Синай: тур-променад Египта
Арабский, некурортный городской район Шарм-эль-Шейха находится возле горловидной бухты Мина. Запахи спелых фруктов, пряностей, дешевой еды – самые что ни на есть арабские. На улицах почти нет женщин. Южный Синай – закрытая зона.
Черный карнавал в Бразилии, в Рио
Жителей Бразилии не смутить курсом доллара и ценой барреля – автомобили в Бразилии ездят на растительном спирте, распространяя легкий запах перегара, отчего кажется, что все здесь слегка с бодуна.
Карликовые государства Европы: Ватикан и Люксембург. Не проезжайте мимо!
Одним из самых живописных карликовых государств по праву считается Люксембург. При въезде в страну, которая была основана в 963 году (в то время она была известна как Люклинбурхук, что на местном наречии означало “маленький замок”)
Кухня Бразилии. Бразильская кухня
Бразильская национальная кухня сформировалась из трех, на первый взгляд, мало подходящих друг к другу компонентов - европейской, африканской и индейской кулинарных традиций. Но за многие годы совместного проживания на этой территории, кухни разных на