+38 044 270 6044
Желаете отдохнуть, ЗВОНИТЕ

Мертвый сезон культурного туризма

Уж скоро два года, как Министерство культуры курирует украинский туризм. Тогда, в 2005 году, на смену вывески сразу среагировали острословы: мол, теперь у нас культуризм возведен в ранг государственной политики. О культурном туризме в этой связи в самом министерстве и в туроператорских кругах вспоминали меньше. А ведь доля культурного продукта на туристическом рынке постоянно растет. Сегодня, по данным Европейской сети культурного туризма, в некоторых странах ЕС она достигает 20%. Лидерами являются Англия, Греция, Испания, Италия, Франция, Чехия. Культурный туризм активно развивается в Турции, Китае, Индии, Таиланде, наверстывают утраченные позиции Россия и Монголия. Как известно, в нынешнем году Стамбул уверенно победил Киев в конкурсе за титул Европейской культурной столицы 2011 года. Эксперты при этом отметили, что основой для развития инфраструктуры Большого Стамбула стал именно культурный туризм, благодаря чему он и дал фору нашему стольному граду.
Творческий дисбактериоз
Так за чем же стало дело в Украине? Ведь, по официальным сводкам, культура у нас бурно возрождается. На основании опыта упомянутых выше стран нам следует сделать несколько выводов (безусловный турминимум - приличные отели, транспортная инфраструктура и уровень безопасности - оставим за скобками). Для развития культурного туризма нужна насыщенная культурная среда - не просто "многочисленные памятники истории и культуры", отдельные музеи и театры, но целостный ландшафт и своеобразная творческая "микрофлора". Разумеется, официоз при этом должен быть сведен к минимуму (иначе наступает "дисбактериоз"), а роль государственных структур и муниципалитетов - к надзору над охраной исторических мест и аутентических градостроительных ансамблей.
Впрочем, одних культурных ресурсов мало. Необходимо наличие креативного класса, способного превращать естественные культурные богатства в интеллектуальный продукт, накапливать культурный капитал.
От государства во многом зависит, станет ли культурная среда страны привлекательной и понятной как для приезжих, так и для своих. И в конце концов решающим условием успеха культурного туризма являются усилия работников сферы культуры и менеджеров туризма, направленные на то, чтобы конвертировать физическое перемещение туристов по культурным маршрутам в незабываемые и приятные впечатления. И всем вместе стоит позаботиться о выдержке стиля, культивировании вкуса, о взращивании мифов и превращении их в бренды.
Куда едем? На курорт
Результаты 2005-го и предварительные итоги 2006 года в этом отношении не утешительны. Компаний, культивирующих экзотический для наших широт культурный туризм в Украине, нет вовсе, а те, которые все же продвигают туры по Украине, можно сосчитать на пальцах одной руки. Основной аргумент туроператоров - низкая рентабельность внутренних маршрутов, тем более связанных с посещением культурных объектов. Кроме того, предлагаются узкие и "натоптанные" тропы: Умань с Софиевкой, Львов и "Золотая подкова" (Золочевский, Олеський и Подгорецкий замки), Каменец-Подольский, Чернигов, гоголевские и шевченковские места и, естественно, Киев. Столичный пакет тоже не отличается многообразием: Лавра, София, Андреевский спуск, Майдан и несколько центральных музеев плюс музей Булгакова и Пирогово. Успехом считается, если даже этот скудный набор удается регулярно продавать - в последние два года количество иностранных туристов, желающих путешествовать по Украине, уменьшилось на 15-20%. Да и те, кто приезжают, все больше предпочитают курорты - музеи и старина их интересуют все меньше.
В среднем на 5% сократилось и число наших граждан, желающих познавать прошлое и настоящее родины, покупая специальные туры. Одна из причин заключается в отсутствии новых направлений и новых подходов в проведении туров, ведь классическим "посмотрите налево, посмотрите направо" нынче не заинтересуешь. Разработка нового маршрута - дело хлопотное, но еще труднее его продать. Если, например, Киево-Печерская лавра, Софиевка, Каменец-Подольський практически не требуют рекламы, ибо "раскручены" еще со времен СССР, то убедить туриста посетить, скажем, замки Тернопольщины, скальный монастырь в Бакоте над Днестром или бальзаковские места на Житомирщине значительно сложнее. Туроператоры не спешат вкладывать свои кровные в промоцию того, что они сами мало знают и понимают. Многие рассчитывают, что государство будет дотировать рекламу внутренних маршрутов. Во вновь созданной Государственной службе туризма и курортов уверяют, что сейчас разрабатывается Генеральный план развития туризма в Украине.
Ну а что с музеями, которые могли бы стать опорой культурного туризма в нашей стране? Обители муз организованного посетителя (особенно зарубежного) теряют по вполне объективным причинам: во многих музеях практически не обновляется экспозиция, мало оригинальных выставок. Исключение составляют, пожалуй, лишь Национальный художественный музей Украины (НХМУ), музей Булгакова, Богдана и Варвары Ханенко. Тут есть хоть какое-то подобие культурного туризма.
Однако и названные музеи испытывают трудности с гидами, владеющими иностранными языками. Специалист по маркетинговым исследованиям НХМУ Михаил Саницкий говорит, что существующие нормативы очень ограничивают администрацию музеев в желании финансово стимулировать наиболее успешных сотрудников. А что уже говорить о поддержке инноваций и эксперимента. К тому же инноваторы сталкиваются не столько с многочисленными инструкциями, сколько с консерватизмом коллег.

Источник: www.tourua.com

СТАТЬИ О ТУРИЗМЕ


Тур в Канаду: вся полезная информация
Канада находится на севере американского континента и имеет общую площадь 9976 тыс. кв. км. (вторая по площади страна мира). Омывается водами Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого океанов, в результате чего имеет самое большое побережье в мир
Культура Хорватии. Традиции Хорватии. Кухня Хорватии
Всемирно известным скульптором двадцатого века Иваном Местровичем гордится вся Хорватия. Его работы можно увидеть на площадях многих городов Хорватии, кроме того по его проектам было построено много зданий, включая Музей хорватской истории в Загребе.
Отдых в Иране: горные лыжи в Иране
Если вдруг, случайно или невольно, судьба занесет вас зимой в Тегеран, столицу Ирана, и при этом вы любите горные лыжи, то у вас есть замечательная возможность посетить местечко Дизин, которое находится в полутора часах езды на автотранспорте из Теге
Тур в Албанию. Рассказ туриста
Албанцы называют свое государство Шкиперия – страна орлов. Орлов я там так и не увидела, но «маленький и гордый народ» произвел самое приятное впечатление. У нас сложилось устойчивое мнение, что в Албании живут одни террористы и бандиты, той же точки
Водний тур в Карпатах: подолання Чорного Черемошу
Коли в горах тануть сніги, а ріка Чорний Черемош стає такою бурхливою і стрімкою, що навіть на мілководді збиває з ніг, приходять на її береги люди з веслами. Розкладають вони табір неподалік прикарпатського села Дземброня, лагодять човни — каяки, ба
Тур в Закарпаття. Автомандрівка до Долині нарцисів
Зазвичай приблизно з березня на форумах туристичних інтернет-сайтів починаються розмови про Долину нарцисів. Хтось уже був — і досі вражений, хтось тільки збирається, але не знає дороги, а дехто ніяк не може потрапити саме на час цвітіння. Їхали ми з