+38 044 270 60 44
Желаете отдохнуть, ЗВОНИТЕ

Мертвый сезон культурного туризма

Уж скоро два года, как Министерство культуры курирует украинский туризм. Тогда, в 2005 году, на смену вывески сразу среагировали острословы: мол, теперь у нас культуризм возведен в ранг государственной политики. О культурном туризме в этой связи в самом министерстве и в туроператорских кругах вспоминали меньше. А ведь доля культурного продукта на туристическом рынке постоянно растет. Сегодня, по данным Европейской сети культурного туризма, в некоторых странах ЕС она достигает 20%. Лидерами являются Англия, Греция, Испания, Италия, Франция, Чехия. Культурный туризм активно развивается в Турции, Китае, Индии, Таиланде, наверстывают утраченные позиции Россия и Монголия. Как известно, в нынешнем году Стамбул уверенно победил Киев в конкурсе за титул Европейской культурной столицы 2011 года. Эксперты при этом отметили, что основой для развития инфраструктуры Большого Стамбула стал именно культурный туризм, благодаря чему он и дал фору нашему стольному граду.
Творческий дисбактериоз
Так за чем же стало дело в Украине? Ведь, по официальным сводкам, культура у нас бурно возрождается. На основании опыта упомянутых выше стран нам следует сделать несколько выводов (безусловный турминимум - приличные отели, транспортная инфраструктура и уровень безопасности - оставим за скобками). Для развития культурного туризма нужна насыщенная культурная среда - не просто "многочисленные памятники истории и культуры", отдельные музеи и театры, но целостный ландшафт и своеобразная творческая "микрофлора". Разумеется, официоз при этом должен быть сведен к минимуму (иначе наступает "дисбактериоз"), а роль государственных структур и муниципалитетов - к надзору над охраной исторических мест и аутентических градостроительных ансамблей.
Впрочем, одних культурных ресурсов мало. Необходимо наличие креативного класса, способного превращать естественные культурные богатства в интеллектуальный продукт, накапливать культурный капитал.
От государства во многом зависит, станет ли культурная среда страны привлекательной и понятной как для приезжих, так и для своих. И в конце концов решающим условием успеха культурного туризма являются усилия работников сферы культуры и менеджеров туризма, направленные на то, чтобы конвертировать физическое перемещение туристов по культурным маршрутам в незабываемые и приятные впечатления. И всем вместе стоит позаботиться о выдержке стиля, культивировании вкуса, о взращивании мифов и превращении их в бренды.
Куда едем? На курорт
Результаты 2005-го и предварительные итоги 2006 года в этом отношении не утешительны. Компаний, культивирующих экзотический для наших широт культурный туризм в Украине, нет вовсе, а те, которые все же продвигают туры по Украине, можно сосчитать на пальцах одной руки. Основной аргумент туроператоров - низкая рентабельность внутренних маршрутов, тем более связанных с посещением культурных объектов. Кроме того, предлагаются узкие и "натоптанные" тропы: Умань с Софиевкой, Львов и "Золотая подкова" (Золочевский, Олеський и Подгорецкий замки), Каменец-Подольский, Чернигов, гоголевские и шевченковские места и, естественно, Киев. Столичный пакет тоже не отличается многообразием: Лавра, София, Андреевский спуск, Майдан и несколько центральных музеев плюс музей Булгакова и Пирогово. Успехом считается, если даже этот скудный набор удается регулярно продавать - в последние два года количество иностранных туристов, желающих путешествовать по Украине, уменьшилось на 15-20%. Да и те, кто приезжают, все больше предпочитают курорты - музеи и старина их интересуют все меньше.
В среднем на 5% сократилось и число наших граждан, желающих познавать прошлое и настоящее родины, покупая специальные туры. Одна из причин заключается в отсутствии новых направлений и новых подходов в проведении туров, ведь классическим "посмотрите налево, посмотрите направо" нынче не заинтересуешь. Разработка нового маршрута - дело хлопотное, но еще труднее его продать. Если, например, Киево-Печерская лавра, Софиевка, Каменец-Подольський практически не требуют рекламы, ибо "раскручены" еще со времен СССР, то убедить туриста посетить, скажем, замки Тернопольщины, скальный монастырь в Бакоте над Днестром или бальзаковские места на Житомирщине значительно сложнее. Туроператоры не спешат вкладывать свои кровные в промоцию того, что они сами мало знают и понимают. Многие рассчитывают, что государство будет дотировать рекламу внутренних маршрутов. Во вновь созданной Государственной службе туризма и курортов уверяют, что сейчас разрабатывается Генеральный план развития туризма в Украине.
Ну а что с музеями, которые могли бы стать опорой культурного туризма в нашей стране? Обители муз организованного посетителя (особенно зарубежного) теряют по вполне объективным причинам: во многих музеях практически не обновляется экспозиция, мало оригинальных выставок. Исключение составляют, пожалуй, лишь Национальный художественный музей Украины (НХМУ), музей Булгакова, Богдана и Варвары Ханенко. Тут есть хоть какое-то подобие культурного туризма.
Однако и названные музеи испытывают трудности с гидами, владеющими иностранными языками. Специалист по маркетинговым исследованиям НХМУ Михаил Саницкий говорит, что существующие нормативы очень ограничивают администрацию музеев в желании финансово стимулировать наиболее успешных сотрудников. А что уже говорить о поддержке инноваций и эксперимента. К тому же инноваторы сталкиваются не столько с многочисленными инструкциями, сколько с консерватизмом коллег.

Источник: www.tourua.com

СТАТЬИ О ТУРИЗМЕ


"Традиции Кипра - незыблемы!" Ремарки к отдыху на Кипре
"Ямас!" - "Будем здоровы!" Так приветствовали нас на ежегодном празднике вина в Лимасоле. Что ж - таковы традиции Кипра! Киприоты отдавали дань Дионису, как заведено здесь в городах Кипра по традиции вот уже две тысячи лет. Мы примчались на праздник.
Паланга: отдых у Балтийского моря
Начнем с известного - первые отдыхающие появились в Паланге в конце XIX века, когда слава о роскошном поместье графов Тышкевичей на берегу Балтики достигла тогдашней метрополии. Наши соотечественники любили Палангу
Латвия: модификация денег
Выпущенный фиолетовый с сиреневым банкнот 10 лат имеет незначительные изменения в дизайне и цветовой гамме по сравнению с предыдущими модификациями.
Путешествие в Китай. Великая Китайская стена - восьмое чудо света
Император Цинь Шихуанди видел цветные сны, в которых не было места привычным тревогам и радостям. Все мысли спящего поглотили заботы государственные, недаром наш герой был императором. Однажды ему приснилось, что он взлетел на Луну и оттуда посмотрел
Достопримечательности Гватемалы. Загадки майя. Тикаль
Известно, что все великие цивилизации древности развивались в условиях теплого климата, в долинах рек, чьи ежегодные разливы повышали плодородие почвы и создавали благоприятные возможности для земледелия. Так было везде - в Месопотамии, Индии, Египте
Кухня Карпат: готуємо бограш
Ще одна кулінарна легенда, ще одна геніальна карпатська страва... Пропонуємо вкласти в неї стільки ж натхнення, настрою, приправлених атмосферою гір. Бо лише тоді у вас, як і в персонажів (хоч вони і знаходяться «за кадром») цієї публікації вийде сма