+38 044 270 60 44
Желаете отдохнуть, ЗВОНИТЕ

По Сирийской пустыне

  При взгляде на величественные развалины античных Пальмиры, Апамеи и Босры невольно настраиваешься на философский лад. Десятки веков назад здесь кипела жизнь: сотни тысяч горожан вкалывали, торговали и торговались, возводили прекрасные храмы, прокладывали водопроводы, эпикурействовали в банях и безумствовали в амфитеатрах. Затем жизнь в этих городах стала постепенно иссякать, войны и землетрясения довершили дело и в конце концов все пожрала пустыня. Теперь рядом, например, с остатками огромной колоннады, украшавшей некогда главную улицу Апамеи, приютилась убогая деревушка Апаме, чьи нищие жители промышляют продажей туристам плодов самодеятельных археологических раскопок. Сами собой рождаются вопросы: в чем же состоит прогресс человечества и существует ли он вообще?
Не слишком оптимистичные, скажем так, мысли возникают сразу же, как покидаешь многокрасочный и не просто шумный, а какой-то дребезжаще-вопящий Дамаск, отправляясь на 210 километров к северо-востоку от сирийской столицы, в Пальмиру. Этот сказочный город возник еще во II тысячелетии до нашей эры и умер 12 веков назад. По Сирийской пустыне
После выезда из Дамаска дорога как бы всасывается пустыней, этим бескрайним безжизненным плоскогорьем, производящим довольно гнетущее впечатление. По существу, юг и восток Сирии — сплошная пустыня с разбросанными тут и там небольшими оазисами. По левую сторону от дороги лежит грандиозная горная гряда, продолжение Антиливана. Справа видны круглые рельефы вулкана Джебель Сафа. Древний караванный путь в Аравию местами обступают прямо-таки циклопические валуны — на некоторых из них высечены древние и до сих пор полностью не расшифрованные письмена. Однако пустыня не настолько безжизненна, как кажется. Здесь растут вдоль дорог чахлые кустики травы и вроде бы живут газели и шакалы. Жизнь в пустыне зависит прежде всего от времени года: с наступлением лета бедуинские племена, которым именно эта чахлая растительность позволяет заниматься скотоводством, перемещаются к границам возделываемых земель. Впрочем, гораздо чаще бедуинов попадаются кочующие цыгане. Легковерные туристы часто путают их с бедуинами. Между тем отличить их довольно легко — в качестве средства передвижения и домашнего скота у цыган в основном ослы, козы и овцы, иногда коровы, а у бедуинов, как и положено, верблюды и лошади, хотя козы и овцы, конечно, тоже есть. Ну и, безусловно, цыганские убогие палатки, сшитые из всевозможного тряпья, не идут ни в какое сравнение с бедуинскими войлочными шатрами. Да и по одежде, а главное, по повадке настоящего бедуина трудно спутать с цыганом. В бедуинах поражает удивительное сочетание ярко выраженного чувства собственного достоинства, аристократической изысканности манер с какой-то подростковой застенчивостью и наивностью. Античные города-призраки
В Пальмиру въезжают по так называемой Диоклетиановой дороге, и взорам туристов, словно мираж в пустыне, предстает зрелище столь же величественное, сколь и грустное. Слева неожиданно появляются массивные башни, а вдали возникают ажурные колоннады, вознесшиеся над кронами пальм (благодаря этим деревьям, кстати, город получил свое название). Монументальные руины свидетельствуют о былом великолепии Пальмиры. Своим рождением она во многом обязана горячему источнику Эфка — около него когда-то и поселились люди. Первые сведения об этом оазисе восходят к III тысячелетию до нашей эры, когда здесь жили амориты. Не менее важно, что здесь пересекались караванные пути, связывавшие Средиземноморье с Индией и Китаем. Согласно Библии, Пальмиру основал царь Соломон (X век до нашей эры) как форпост на пути арамейских орд, которые нападали на его владения, простиравшиеся до Евфрата. В первый раз ее разрушили вавилоняне царя Навуходоносора (VI век до нашей эры) во время похода на Иерусалим, но она быстро возродилась и стала столицей независимого государства Пальмирена, в свою очередь, захваченного сначала персами, потом Александром Македонским, Селевкидами, парфянами. При Траяне (начало II века нашей эры) римляне опять разрушили город, но император Адриан восстановил его и переименовал в Адрианополь, а император Каракалла (около 212 года) объявил Пальмиру полноправной римской колонией, которая перешла в управление местному уроженцу, сенатору Септимию Оденату. Он сам и его сыновья стали бунтовать против Рима и погибли. В 267 году, после убийства Одената II, провозгласившего себя независимым от Рима «царем царей», на престол Пальмиры вступила его жена Зенобия. При ней город достиг вершины своего расцвета, но уже в 273 году император Аврелиан принудил Пальмиру сдаться. Зенобию увезли в Рим, а город разграбили. Императоры Диоклетиан и Юстиниан пытались вернуть Пальмире былой блеск (от первого осталась та самая дорога, от второго — полузасыпанные песком стены), но мало преуспели в этом. Пальмира неумолимо превращалась в убогое захолустье империи. В 744 году ее еще раз разрушили арабы, в результате чего она вконец захирела и была предана забвению вплоть до XVIII века, когда ее обнаружили европейские путешественники.
Сейчас Пальмира — гигантский археологический заповедник площадью в шесть квадратных километров, раскинувшийся в обрамленной скалами песчано-каменистой долине, сильно смахивающей на участок то ли лунного, то ли марсианского ландшафта. Увы, оазис, давший жизнь древней Пальмире, почти полностью поглотила пустыня, за исключением небольшого зеленого участка, где ныне находятся маленький арабский городок и несколько довольно комфортабельных отелей. По бывшим улицам бывшего города мимо развалин изящной колоннады, украшенной надписями, прославляющими легендарную царицу Зенобию, бродят туристы и торговцы сувенирами. Последние, впрочем, не столь приставучие, как, например, их египетские «коллеги». При всей вроде бы хаотичности нагромождения руин прослеживается четкая планировка, сохранились термы, торговая площадь, здание сената, театр, укрепленный римский лагерь с преториумом и триумфальной аркой, остовы античных жилых домов с большими мозаичными панно. Надо всем доминирует мощный, обнесенный высокой стеной храмовый комплекс Бела (Ваала), причудливо сочетающий в себе элементы эллинистической и древневосточной архитектуры. Потрясает так называемая Долина гробниц с несколькими десятками погребальных башен и уникальными многослойными захоронениями. Изнутри стены башен были превращены в подобие каменных «стенных шкафов», каждый «ящик» которых служил семейным склепом, где последовательно иногда на протяжении двух-трех веков хоронили представителей одной и той же фамилии. Причем «ящики» снабжены весьма реалистичными скульптурными портретами покойных. Эти изваяния позволяют судить о внешности древних пальмирцев. Можно проследить, как эволюционировало скульптурное искусство — от классического, почти «фотографического» древнеримского стиля к постепенной варваризации и примитивизации. Безусловно, нельзя уехать из Пальмиры, не взобравшись по горному серпантину к средневековой арабской крепости Калат ибн-Маан. Оттуда открывается ошеломительный вид на всю долину. Мне довелось побывать там в предзакатные часы, да еще в преддверии песчаной бури — древний город был окрашен в кроваво-красный цвет лучами заходящего солнца. Вообще-то, все вокруг стало кроваво-красным, а потом долину заволокло тучами пыльного мрака, и древняя Пальмира «погасла». Прямо Апокалипсис какой-то! Еще один античный город-призрак — Апамея. Это второй после Пальмиры по знаменитости и по размерам античный памятник Сирии, расположенный между городами Хама (знаменит огромными водяными колесами III века и исламской ортодоксальностью жителей) и Алеппо, недалеко от границы с Ливаном. Для археологов здесь работы пока еще непочатый край — территория города, основанного в IV веке до нашей эры Селевком I Никатором и названного в честь его жены — персидской царевны Апамеи, практически вся скрыта под землей. Это сулит ученым невероятные открытия. Но пока с «археологических полей» кормятся жители уже упоминавшейся деревушки Апаме, облепившей скалистый холм на краю обширного плоскогорья, которое когда-то почти полностью занимал огромный по античным временам город. В его огромности можно убедиться, взобравшись на холм, где находится пресловутая деревушка, — оттуда канувший в вечность (и под землю) город виден как на ладони. Сильнейшее впечатление производит уже расчищенная улица с великолепной колоннадой длиной в 1800 метров и шириной в 37 метров (20 из них занимала мостовая, на которой до сих пор хорошо видны следы колесниц). Если одна из 16 параллельных улиц (пусть и центральная) так велика, то каким был весь древний город! По данным античных источников, уже при Селевке I в Апамее проживали не менее 400 тысяч жителей. Помимо того что Апамея являлась крупным торговым и промышленным центром, она служила еще и главной военной базой. Именно там размещалась основная часть армии Селевка I, имевшей на вооружении около 500 боевых слонов, тоже дислоцировавшихся в этом городе. Во время римского завоевания Сирии Помпеи разрушил Апамею (в 64 году до нашей эры), но затем город вновь расцвел. Именно при римлянах построили ту самую колоннаду из десятиметровых коринфских колонн, на которых стояли бюсты высокопоставленных особ. Апамея процветала вплоть до византийско-персидских войн, когда она была дважды разрушена персами (в 540 и 612 годах). В 638 году город захватили арабы, с 1106 по 1149 год он находился в руках крестоносцев. Затем арабы вернули себе Апамею, однако она уже почти захирела. Землетрясение 1157 года сильно повредило знаменитую колоннаду, а новое землетрясение через 13 лет добило город. О древнем поселении вспомнили только в начале 30-х годов XX века, когда археологи начали здесь раскопки. Так до сих пор и копают, не поспевая за местными жителями. В 120 километрах к югу от Дамаска есть еще одно археологическое чудо — Босра, столица римской провинции Аравия. Этот город почти полностью построен из черного базальта, что на серо-бело-рыжем фоне пустыни придает ему совершенно фантастический вид. Главная достопримечательность — древнеримский амфитеатр на 15 тысяч мест, очень хорошо сохранившийся. Там до сих пор устраивают представления. В V веке амфитеатр укрепили и превратили в цитадель — вокруг него построили девять башен и вырыли ров. В Босре также сохранились триумфальная арка, множество средневековых зданий, монастырь IV века и одна из самых старых мечетей мира (в 634 году Босра стала первым городом Сирии, принявшим ислам). Но и здесь на каждом камне как бы незримо выбито знаменитое изречение Sic transit gloria mundi («Так проходит земная слава»). «Бренды» Алеппо
Впрочем, философская меланхолия, навеянная пустыней и античными развалинами, постепенно улетучивается по мере удаления от Дамаска в северном направлении. Страна меняется прямо на глазах. Горные вершины покрываются хвойными и лиственными лесами, повсюду видны поля, засаженные оливковыми и финиковыми деревьями. Встречаются древние, но действующие обители. Самые знаменитые среди них — монастыри Св. Феклы и Св. Сергия, что возле городка Маалюля, жители которого до сих пор говорят на древнем арамейском языке.
Над ущельями нависают замки крестоносцев XI—XIII веков, построенные в полном соответствии с принципами западной крепостной архитектуры. Во время прогулки по стенам замка Крак де Шевалье или замка Саон, ставшего после взятия его арабами резиденцией Салах-ад-Дина, может показаться, что находишься где-нибудь в южной Германии или во Франции. Крестоносцы неоднократно сражались с мусульманами за обладание городом Алеппо (360 километров к северу от Дамаска), долгое время являвшимся оплотом христианства в Сирии. И сейчас в Алеппо христиане составляют значительную часть населения, причем самая многочисленная христианская община — армянская. Алеппо можно даже считать во многом армянским городом, здешние армяне всегда играли видную роль в жизни мировой армянской диаспоры, в Алеппо родились немало видных армянских деятелей, в частности первый президент Армении Левон Тер-Петросян. Я побывал в Алеппо с группой журналистов, среди которых был телеоператор из Еревана. Пребывание группы в городе никак не афишировалось, тем не менее алеппские армяне каким-то образом узнали, что в ее составе есть их ереванский соплеменник. И вот то один, то другой местный армянин, непонятно как вычислив, в какой части города в данный момент находится этот самый ереванец, отлавливал его прямо на улице и снабжал подарком или передавал привет для своих родственников в Армении. Можно только позавидовать информационным связям, разведывательным способностям и организационной сплоченности славных представителей древнего и мудрого армянского народа. Сейчас Алеппо (Халеб) — второй по величине и численности населения (более 1,7 миллиона жителей) город Сирии. Он также соперничает с Дамаском за звание самого старого города в мире — Алеппо возник, возможно, уже в VI тысячелетии до нашей эры. Еще при хеттах, владевших этим поселением в XIV-XIII веках до нашей эры, оно стало ключевым пунктом на главном маршруте караванов, идущих через Сирию. С тех пор город и сохранял роль одного из важнейших торговых центров Ближнего Востока, кто бы из завоевателей им не правил. А таковых в истории Алеппо было предостаточно, замучаешься перечислять. Несмотря на весьма бурную историю, город очень неплохо сохранился и весьма богат историческими памятниками. Однако многие из них отнюдь не превратились в безжизненные музейные экспонаты, а достаточно полновесно включены в современную, по-восточному пеструю и по-средиземноморски жовиальную действительность. Таковыми, например, являются колоритные старые районы Джейда и Тайба с десятками средневековых домов и караван-сараев, где по-прежнему кипит жизнь. Знамениты алеппские бани, многие из которых построены еще в XV столетии. Среди них весьма примечателен хаммам ан-Насри, куда пускают женщин. Алеппо также славится старинными крытыми рынками, протянувшимися на целых 12 километров. Они служили и сейчас служат не только для продажи, но и для изготовления товаров. В старых городских районах множество церквей, в числе которых огромный византийский собор Калб-Лавзи. Естественно, хватает и мечетей. Среди главных достопримечательностей Аль-Джами аль-Кабир, или Большая мечеть (XI век), и мечеть Джами-Кыкан (XIII век). Каменный блок с хеттскими письменами, вмонтированный в стену последней, в свое время послужил ключом при расшифровке хеттского языка.
При всей своей старине Алеппо — город чрезвычайно живой и жизнерадостный, там любят отдохнуть, повеселиться и вкусно поесть. Город славится миндальным тестом с фисташками, фисташками поджаренными или солеными. Фирменное алеппское блюдо — бастурма (сушеная говядина, маринованная пряностями). Считается, что наилушую бастурму продают на улице аль-Куатли. Еще один алеппский «бренд», правда несъедобный, — мыло, включающее в свой состав оливковое и лавровое масло.
Рецептуре его изготовления несколько тысяч лет.  Поскольку в Алеппо живут много христиан, даже в светской Сирии, весьма либеральной в плане соблюдения исламских норм, город считается наиболее «европеизированным» и «раскованным». Это относится и к развлечениям, и к одежде, и, естественно, к потреблению запрещенных исламом алкогольных напитков. (Только умоляю — не пейте «ракыю» (анисовую водку) сирийского производства. Гадость страшная!)
Сирийские средиземноморские курорты сконцентрированы вокруг Латакии. До нее из Алеппо пара десятков километров. Лазурное море, солнце, длинные песчаные пляжи, комфортабельные отели, опять же античные и средневековые памятники и гостеприимство местных жителей. Можно отлично отдохнуть... 

Источник: www.tourua.com

СТАТЬИ О ТУРИЗМЕ


Культура Боливии. Традиции Боливии. Кухня Боливии
В каждом из регионов Боливии свои музыкальные традиции: высокогорная музыка пустынного Альтиплано грустная и протяжная, в то время, как в теплом регионе Тариха смешение музыкальных инструментов дает кипучесть и силу музыке и песням.
Израиль: дорогами Господа нашего…
Почему мы стремимся в Израиль? Нас никто не тянет в Израильза руку, не собирает в дорогу. Но мы идем в Израль, едем в Израиль, летим в Израиль. По доброй воле. Зачем? Оглядеть окрест? Потрогать руками святыни? Нет, разумеется.
Голландия. Амстердам. Бог создал море, а голландцы – берег…
И ничто не помогает так понять голландцев, как отмечаемый 30 апреля День Королевы. Королевство Нидерланды (так официально называется страна, которую мы привыкли именовать Голландией) состоит из трех частей: собственно Нидерландов, расположенных на се
Иордан, Мертвое море и древняя Иудея
Мы протопали своими ногами практически через все наиболее известные заповедники и каньоны Голанских высот, Галилеи, Мёртвого моря, Негева. Ночевали в спальных мешках, чаще всего под открытым небом.
Туры в Южную Америку: тур в Эквадор, тур в Перу и тур в Чили
Хочу написать еще о поездках в Южную Америку. Для зимнего отдыха и познавательных экскурсий это очень неплохое место. Здесь можно найти и джунгли, и горы, и озера, и пляжи, и парки с птицами и зверями, и многое другое. К тому же визы получить легче,
Храм Иоанна Златоуста - исторический памятник в Ялте
Храм Иоанна Златоуста и его колокольня были возведены в 1832-1837 году в Ялте, по проекту одесского архитектора Гелогия Торичелли. Кроме своего прямого назначения, колокольня, стоящая на высоком холме, служила хорошим ориентиром для моряков. В 80-е г