+38 044 270 60 44
Желаете отдохнуть, ЗВОНИТЕ

Вверх по лестнице к мощам Будды

  Эта часть тайского государства для российских туристов — во многом еще терра инкогнита. Подавляющее большинство соотечественников предпочитают проводить время на южных морских курортах Таиланда, а север посещают единицы.
 
И это закономерно: когда есть море, на другое уже не остается времени. Да и туристические программы Северного Таиланда — походы по горам и лесам, поездки на слонах, сплавы по рекам, знакомство с горными племенами, сохранившими традиционный уклад жизни, — удел людей особого склада, для которых новые впечатления и необычные приключения важнее всего.
 
Древняя столица Ланны
Северный Таиланд исторически связан с королевством Ланна, которое было образовано на этой земле в XIII веке, просуществовало 600 лет и вошло в состав Сиама только в 1892 году. Поводом для такого шага стала угроза его захвата французским Лаосом и британской Бирмой. Формально же статус королевства Ланна сохранила вплоть до 1939 года, когда умер последний ее король.
 
Наше путешествие по Северному Таиланду началось с Чиангмая — второго по значимости тайского города, до которого час с небольшим лета из Бангкока. Чиангмай был основан в конце XIII века королем Манграем, решившим перенести сюда столицу Ланны из княжества Чианграй. Дух древности лучше всего сохранился в старой части города, застроенной в основном деревянными домами и храмами. В 1800 году для защиты от бирманцев его окружили мощными стенами и рвом с водой, где сейчас купаются и ловят рыбу мальчишки. Во время Второй мировой войны стены были частично разрушены. За семь веков в Чиангмае возвели множество храмов. Их здесь не меньше, а может, и больше, чем в Бангкоке, — около 300. Самые примечательные — Чианг Ман, Чеди Луанг, Пра Синг.
 
Развлекательных заведений эротической направленности, коих полно в Бангкоке и Паттайе, в Чиангмае нет. Поэтому вечера здесь туристы проводят сдержанно. Например, посещают рестораны, где не только потчуют традиционными блюдами Северного Таиланда, но и развлекают танцами местных племен. Мы решили не отступать от заведенного порядка и отправились в одно из подобных заведений. И угощения, и танцевальные номера, в которых артисты использовали самые различные предметы — свечи, мечи, зонтики, барабан, оказались достойны самых лестных комплиментов. Такой ужин в тандеме с программой классических танцев Северного Таиланда называется контак. Впервые идею подобного времяпрепровождения предложил около 50 лет назад один чиангмайский профессор, который хотел удивить своих иностранных друзей. Вечеринка, похоже, удалась на славу, и с тех пор контак перекочевал в дома богатых жителей Чиангмая, развлекающих таким образом своих гостей. Сегодня это стало одной из традиций региона.
 
Самобытна и сама кухня Северного Таиланда. Здесь едят много овощей и фруктов, больше, чем в любом другом районе страны. Тарелку с овощами и различными травами подают почти к каждому блюду. Очень популярен, например, сом там — остро-кислый салат из зеленой папайи. Остроту ему придают чеснок, перец чили и рыбный соус нам пла, а кислинку — сок лайма. Северяне также обожают колбасу сай юа. Готовят ее из свиного фарша, смешанного с острой пастой. Эту массу набивают в кишки и поджаривают на решетке, используя кокосовую скорлупу, дым от которой придает колбасе особый аромат. Еще одно знаменитое чиангмайское блюдо, которое стоит непременно попробовать, — желтая яичная лапша с острой курятиной или говядиной. К ней обычно подают маленькие блюдечки с луком шалотом, маринованной капустой, лаймом и красным перечным соусом. Что касается риса, то многие северяне отдают предпочтение его клейкой разновидности.
 
Будучи в Чиангмае, обязательно загляните на ночной базар, раскинувшийся между Восточными воротами и рекой. Чем здесь только ни торгуют — одеждой, шелковыми тканями и покрывалами, предметами домашнего обихода, керамикой, украшениями, изделиями народных промыслов, поделками горных племен и прочими красивыми вещичками. Соблазн так велик, что вряд ли вы уйдете отсюда без покупки.
 
Босангские зонтики
Тем, кто хочет своими глазами увидеть местных умельцев за работой, стоит отправиться в пригород Чиангмая — Сан Кампхэнг. Это настоящий центр народных промыслов. Вдоль шоссе тянутся магазинчики и мастерские, где искусные ремесленники ткут шелковые ткани, заодно рассказывая, как получают шелковые нити; делают золотые и серебряные изделия, лаковые шкатулки, вазы и селадоновую посуду; режут из дерева различные фигурки. В деревне Босанг — центре производства бумажных зонтиков — представлен весь технологический процесс, от изготовления бумаги из коры дерева и каркаса из бамбука до расписывания зонтика цветами, бабочками, птичками. Местные мастера могут быстро разрисовать ваш рюкзак, джинсы или майку. Мою сумку для фотоаппаратуры, например, рисовальщик украсил симпатичным красно-желтым дракончиком всего за 50 бат (45 рублей). Под огромными, расписанными цветами рекламными зонтами вполне может укрыться небольшая компания. А рядом с мастерской есть магазин, где вам предложат на выбор самые разные зонты и другие изделия местных умельцев. В середине января, когда в Босанге проходит ярмарка, по главной улице шествуют местные красавицы с местными же зонтиками в руках.
 
Вверх по лестнице к мощам Будды
В Чиангмае сотни храмов, но главная святыня Северного Таиланда находится в 14 км от города, на горе Дой Сутхеп. Это Пра Тхат Дой Сутхеп. По легенде, когда было решено поместить святые мощи Будды в подобающий храм, место для строительства должен был отыскать белый слон. На его спину водрузили священный ларец и отправили слона в дорогу. Тот взобрался на гору Дой Сутхеп, сделал там три круга, три раза протрубил и улегся отдыхать. Здесь в 1385 году и был построен монастырь Пра Тхат Дой Сутхеп, который сейчас находится под покровительством короля Таиланда.
 
К монастырю ведет лестница из 304 ступенек, c перилами, выполненными в виде многоголовых змеев-нагов. На гору можно подняться и на фуникулере. Мы оказались в Пра Тхат Дой Сутхепе в конце октября. В этот день отмечали праздник, посвященный исходу монахов из монастыря. Три месяца назад, соблюдая древнюю традицию, они вернулись сюда после скитаний и вошли со свечами в храм. Три месяца кряду монахи молились и медитировали, читали буддистские писания, а после окончания праздника должны снова покинуть монастырь.
 
Бесконечным потоком люди поднимаются по лестнице, в руках у них цветы лотоса, свечи и ароматизированные палочки. Народу тьма — не протолкнуться. Ради праздника даже отменили плату за вход. Самое большое столпотворение — вокруг золотой ступы, в основании которой и хранятся останки Будды. Люди обходят ее по периметру против часовой стрелки три раза — первый раз в честь Будды, второй в честь его учеников, третий в честь монахов. Кто-то возлагает цветы лотоса к статуям Будды и втыкает рядом в песок ароматические палочки. Кто-то стоит в очереди к монахам, которые благословляют всех желающих, завязывая на их запястье нитку.
 
От Пра Тхат Дой Сутхепа рукой подать до летней резиденции короля Таиланда — дворца Пхупинг, построенного в 1960 году в традиционном тайском стиле. Вокруг нее ухоженный живописный парк, утопающий в роскошных цветах. Когда в резиденции нет королевской семьи, сюда пускают туристов.
 
На вершине Таиланда
Главное богатство Северного Таиланда — его природа: горы, долины, леса, реки, водопады. Все это есть в национальном парке Дой Интханон. Гранитные горы утопают здесь в вечнозеленых соснах, тиках, рододендронах. В конце октября, когда мы оказались в Дой Интханоне, было прохладно и облачно. А в январе в этих горах даже выпадает снег, что необычно для климата Таиланда. Сюда, к самой высокой горе Сиама (2595 метров), часто приходят тайцы — поклониться праху одного из последних королей Ланны Интханону, умершему в 1897 году. Его останки заложены в основание небольшой ступы, рядом с которой не переводятся цветы.
 
По дороге на вершину или на обратном пути непременно стоит посетить водопад Вачиратан. Над бурлящими потоками воды, падающими с высоты 70 метров, часто можно видеть радугу. Водяная пыль разлетается на десятки метров, так что объектив фотокамеры сразу покрывается влагой. В десятке километров отсюда расположен еще один водопад — Сирипум (40 метров), состоящий из двух каскадов.
 
В Дой Интханоне живут 380 видов птиц. Большинство из них прилетают зимой из других стран. Возле небольшого музея на вершине горы, рассказывающего о пернатых обитателях парка, я наблюдал забавную картину. Японец средних лет, водрузив на штатив фотоаппарат с огромным телеобъективом, пытался поймать в кадр птичку с ярким оперением. Птичка вспархивала и перелетала с ветки на ветку, и он со своей аппаратурой упрямо следовал за ней. Необычная фотосессия продолжалась около получаса. Многим это занятие, наверное, покажется чудачеством. Но существует такой вид туризма — наблюдение за животными и птицами, и среди иностранных туристов он весьма популярен. В парке есть специальные маршруты, где удобнее всего любоваться пернатыми, а лучшее время для этого занятия — с января по апрель.
 
Длинношеие и длинноухие
Северный Таиланд — самый пестрый в этническом отношении регион страны. Здесь в гармонии с природой живет десяток не похожих друг на друга народностей, сохраняющих свой язык и культуру, — карены, акха, лису, лаху, мьен, хмонг и прочие. Они пришли в эти места в конце XIX века из Южного Китая, Тибета и Мьянмы. Их деревни разбросаны по всему северу Таиланда, при желании там можно погостить несколько дней.
 
В местечке Татон специально для туристов построены торговые ряды, где сделанные своими руками изделия (палантины, полосатые матерчатые сумки и кошельки, деревянные фигурки, украшения, головные уборы) продают представительницы сразу трех народностей — акху, лису, падаунг. Сначала вас встречают женщины акху в головных уборах, украшенных серебряными или алюминиевыми бубенцами и монетами, затем — представительницы племени лису. Их можно узнать по металлическим цилиндрам, вставленным в мочки ушей. И наконец, в самом дальнем конце базара восседают «женщины-жирафы» из племени падаунг, то есть длинношеие. Выглядят они очень экзотично, так как носят на шее по 25–30 тяжелых медных колец. Зачем им такая обуза? Для красоты. А прежде кольца имели иную функцию. Считается, что заковывать шеи женщин в металлический панцирь придумали в древние времена мужчины этого племени, чтобы защитить их от острых зубов ужасных хищников. А уже потом кольца стали украшением и показателем социального статуса их обладательниц. Причем на первых порах кольца были золотыми, но после того, как золото стало мерилом богатства, падаунги стали использовать медь.
 
Девочкам кольца начинают надевать с пятилетнего возраста. Первую секцию размещают на плечах, вторую прикрепляют к ней с помощью специального запора. Постепенно количество колец увеличивают: каждые три года — три новых кольца, и так до тех пор, пока их хозяйка не достигнет 25 лет или не выйдет замуж. Анатомические исследования женщин падаунг показали, что их шеи на самом деле не очень-то и длинные. Они просто выглядят такими за счет того, что грудная клетка и ключицы под тяжестью колец смещаются вниз. Мешают ли кольца жить? «Нет», — отвечают длинношеие. Однако снимать их не рекомендуется, мышцы шеи настолько слабы, что могут не удержать голову.
 
За небольшую плату женщины падаунг с удовольствием разрешают себя фотографировать. У одной из них даже есть специальный комплект полуколец, который туристы могут надевать себе на шею, чтобы прочувствовать всю тяжесть этой ноши.
 
Из Таиланда в Мьянму
Самый северный город Таиланда Мэсай называют воротами в Мьянму. Страны разделяет река Руак, через которую перекинут мост, служащий пограничным переходом. Здесь у надписи «Самая северная точка Таиланда» любят фотографироваться туристы. По мосту беспрерывно снуют автомобили и повозки с товарами. Для прохода людей выделена левая часть моста. Если вы не собираетесь провести ночь в Мьянме, попасть в эту страну можно и без визы. Я поинтересовался у тайского пограничника, каков порядок пересечения границы. Из его ответа на ломаном английском с трудом понял, что на тайской стороне следует поставить штамп на двух ксерокопиях вашего паспорта, затем вручить их вместе с паспортом бирманскому пограничнику и заплатить 250 бат. Граница закрывается по будням в 18:00, по праздникам и выходным — в 21:00, так что к этому времени нужно успеть вернуться.
 
На улице, ведущей к мосту, идет бойкая торговля фруктами, овощами, сладостями, сувенирами, контрафактными часами и китайским ширпотребом. Бирманцы привозят сюда лаковые изделия, ковры, необработанные изумруды, рубины и сапфиры. Говорят, на базаре подпольно продают опиум и героин.
 
За рекой лежит ничем не примечательный бирманский город Тачилек. Самое интересное в нем — рынок и стоящая на холме ступа, напоминающая главную достопримечательность Мьянмы пагоду Шведагон. Некоторые туристы едут чуть дальше вглубь страны, на курорт Парадиз, чтобы поиграть в шикарном казино. В Таиланде такой возможности нет, поскольку азартные игры запрещены.
 
В центре Золотого треугольника
В поселок Соп Руак, расположенный на самом севере Таиланда, стремятся попасть многие туристы. Здесь с высокого берега Меконга можно увидеть центр легендарного Золотого треугольника — стык пограничных территорий Таиланда, Мьянмы и Лаоса. Великолепный вид на место, где сходятся границы трех стран, открывается с холма, на котором стоит храм IX века. По одну сторону Меконга лежат Таиланд и Мьянма, по другую — Лаос. Прежде между этими странами постоянно курсировали лодки с опиумом.
 
Опиум на этих землях стали производить в конце XIX века, когда сюда переселились горные племена из Южного Китая, где мак был главной культурой, позволявшей заработать на жизнь. С того времени и начались бесконечные опиумные войны. За контроль над маковыми полями и торговлей наркотиком англичане сражались с китайцами, затем в XX веке в борьбу включились армии Китая, Таиланда, Мьянмы и Лаоса. В 1959 году опиум в Таиланде объявили вне закона, а огромные территории, где раньше рос опийный мак, отдали под различные овощные культуры и сады. Наркобаронам пришлось перебраться в Мьянму и Лаос, где опиум по-прежнему производят и контрабандой ввозят в Таиланд.
 
Еще одна достопримечательность — Соп Руак — «опиумный домик». В этом музее, открытом в конце 90-х годов прошлого века, можно познакомиться с историей производства опиума, часть экспозиции рассказывает о борьбе с наркоторговцами. Иллюстративным материалом служат фотографии и картины, орудия труда и аксессуары для курения. При музее есть магазинчик, где продают сувенирные трубки. Для курильщиков это отличное приобретение. Всякий раз, набивая в эту трубку табачок, вы мысленно будете возвращаться в Северный Таиланд, к Пра Тхат Дой Сутхепу, ночным базарам и горным племенам, сохранившим верность своим традициям.
 
Источник: www.tourua.com

СТАТЬИ О ТУРИЗМЕ


Достопримечательности Ватикана
Тем, кто во время долгожданного отпуска не готов просаживать тысячи долларов за дефилирование по помпезному отелю и пляжу, а жаждет “погружения” в историю за умеренную сумму...
Путешествие по Таиланду на автомобиле
По Таиланду на автомобиле - вот это путешествие! Мы взяли на прокат джип Suzuki и отправились в путь по Северному Таиланду
Университеты в Британии. Оксфорд… Кембридж… И номер три…
Можете ли вы назвать три старейших университета в Британии? Ну, с первыми двумя все ясно - Оксфорд и Кембридж, это знает каждый. А третий? Первая подсказка: он расположен не в Англии. Вторая: основан в 1412 году. И третья: именно там ныне получает вы
Агадир. Лучший курорт Марокко
Агадир - это лучший курорт Марокко: благодаря прохладному Канарскому течению в Агадире никогда не бывает сильной жары, а температура воздуха даже зимой не опускается ниже 22oC. Солнце, как и положено в Африке, светит 300 дней в году. Неудивительно, ч
Тур в Португалию
Португалия... Здесь кончается суша, и начинаются бескрайние просторы Атлантики. Страна, где горизонт — это иллюзорная линия между синим и синим, а вечерний бриз приносит на обрывистый берег запах диковинных рыб, водорослей и ароматы далеких неведомых
Путешествие по пещерам Крыма. Замок Кыз-Куле
Северо-западнее "пещерного города" Эски-Кермена на плато соседнего мыса стоит башня с воротами - остатки замка Кыз-Куле. Как и многие средневековые памятники Крыма, это укрепление имеет свои загадки. Его название переводится как «Девичья башня». Одна