Курс валют:
29.01.20
$ = 25.45 грн
€ = 28.14 грн
+38 (067) 384 39 50
Желаете отдохнуть, ЗВОНИТЕ
Поиск тура
Фильтр

РЕЙТИНГ СТАТЕЙ

Самурайское родео в Японии

Лошади появились в Японии более трех тысячелетий назад. Их привезли с собой переселенцы с Азиатского континента. Порода была весьма мелкокостной — не крупнее современного осла.
     
Средняя лошадь не превышала в холке 120 см, но японцы сумели использовать этих животных в основном для транспортировки грузов. Более мощные, пригодные для военной службы лошади появились на Японском архипелаге значительно позже — примерно на рубеже нашей эры. И появились, естественно, не сами, а со своими владельцами. У японских историков существует теория о том, что в то время через Цусимский пролив из Кореи переправился отряд всадников. Это были кочевники, чьи родовые корни прослеживаются экспертами до Восточной Маньчжурии.
    
Вооружены и организованы завоеватели были гораздо лучше японцев, поэтому, легко сломив сопротивление местных племен, они не только захватили власть в стране, но и сформировали ее правящую верхушку. Именно с них, а не с легендарных богов, следует начинать отсчет истории формирования государства Ямато. Уже тогда зародилась традиция преподносить лошадей как самый драгоценный подарок синтоистским богам. Традиция сохранилась и до наших дней, хотя теперь храмам преподносят чаще всего не живых коней, а деревянные таблички с их изображением — эма. Без такой таблички молящийся не вправе рассчитывать на серьезное внимание божества к своим просьбам. А вот скачки на лошадях в этой стране стали проводить с начала VIII века. Подобные соревнования также носили ритуальный характер в рамках синтоистского церемониала. Европейский вариант конных соревнований на ипподромах был заимствован японцами лишь в 60-х годах XIX века. Но в некоторых районах Японии сохранились древние ритуалы состязаний всадников. С одним из них можно познакомиться в префектуре Фукусима.
     
В череде июльских праздников — мацури — выделяется Сома-Номаои. Выделяется он своей красочностью, массовостью, пышностью, огромным числом зрителей. Это событие имеет достаточно древние исторические корни. Считается, что все началось более тысячи лет назад. В те далекие годы воинственный феодал, родоначальник клана Сома — Тайра-но Масакадо (?–940) выпустил на волю нескольких лошадей. Произошло это на равнине Коганэгахара в пределах нынешней префектуры Тиба. Решение отнюдь не было вызвано любовью к животным. Дело в том, что амбициозный Масакадо, решивший провозгласить на востоке страны собственную империю, стремился сформировать мощную самурайскую дружину, способную противостоять правительственным войскам. Но для этого воинам необходимо было усиленно тренироваться, оттачивая боевое мастерство. Табун одичавших лошадей служил для самураев Масакадо «условным противником». Всаднику или пешему воину надо было не только догнать дикую лошадь, но и скрутить ее голыми руками, без применения арканов или других подручных средств. А пойманных лошадей, не нанося ущерба здоровью, приводили к храму, где их в ходе торжественной церемонии посвящали Мёкэну, богу военного мастерства.
     
Позднее клан Сома вынужден был перебраться севернее, туда, где ныне располагается префектура Фукусима. Но методику тренировок своих воинов тогдашний глава семьи — Сома Сигэтанэ не забросил. Клан давно отказался от попыток конкурировать с центральной властью, но в период кровавых междоусобиц, охвативших страну в XV–XVI веках (Сэнгоку дзидай — Эпоха воюющих провинций), ухо надо было держать востро. Так, к северу от земель Сома раскинулись владения воинственного клана Датэ, ревниво следившего за жизнью соседей и готового в любой удобный момент нанести удар по более слабому. Поэтому воины Сома продолжили гонки за дикими лошадьми и прочие конные состязания на окраине Намэката (ныне г. Харамати) вблизи от родового замка. Со временем Япония объединилась под властью военного правителя (сёгуна), и в стране наступил долгожданный мир. Но конные ристалища у города Намэката продолжались. Теперь уже не как обязательные упражнения для конных самураев, а как традиционный праздник, вошедший в историю культуры страны под названием Сома-Номаои (гонки за дикими лошадьми Сома). Он ныне считается важным духовным элементом культурного наследия японского народа.
     
Итак, все начинается вечером 22 июля. В городе Харамати на улицах вспыхивают факелы. Они должны освещать дорогу собирающимся сюда со всей округи конникам, одетым в костюмы древних самураев — шлем кабуто и латы ёрои, — вооруженным мечами и луками. Участие в мацури стараются принять все местные жители, в хозяйстве которых есть кони. Этих рыцарей собирается до шестисот человек. Зрелище поистине впечатляющее. Улицы городка, словно под воздействием машины времени, переносятся в далекое прошлое — в XV век. Приметы современности отступают в тень, и повсюду слышны всхрапы лошадей, стук копыт, звон оружия.
     
На следующее утро центр событий смещается к алтарю местного синтоистского храма. Нынешний глава клана Сома, принимающий на период празднеств обязанности главнокомандующего, обращается к богу Мёкэну с молитвой принести успех в предстоящих сражениях. Когда торжественное общение командира с небесным покровителем завершается, раздается рев сигнальных труб, изготовленных из морских раковин, и грохот барабанов. «Армия» клана Сома выступает в военный поход. У каждого воина за спиной прикреплен флаг, обозначающий принадлежность к той или иной семье. По ним воины издавна определяли своих и чужих в бою. Некогда клан был очень сильным и объединял немало семей. Поэтому различных флагов очень много — более сотни. Каждый из них помечен семейным гербом — мон («солнечный диск на черном поле», «полная луна на пурпурном поле», «полумесяц на синем», «семь звезд», различного вида круги, прямоугольники, иероглифы). Недаром мацури Сома-Номаои иногда называют и Фестивалем семейных флагов.
     
Пройдя торжественным парадом по улицам Харамати, конная кавалькада неспешным аллюром переходит к другому городу — Сома, входящему в ареал бывших владений клана. Ныне на бывших землях клана расположены 2 города, 6 поселков и деревень. И каждый их житель вправе ожидать, что своими глазами увидит воплощенную в реальность славу своего рода. Вслед за всадниками от одного населенного пункта к другому перемещаются и толпы восторженных зрителей.
     
Покрасовавшись в течение целого дня перед родственниками, знакомыми и приезжими, участники праздника со следующего утра переходят к более активной части программы. Проводятся скачки самураев, состязания в бадзюцу — воинском умении всадников (нечто вроде джигитовки), соревнования лучников, поражающих цель с несущейся галопом лошади. А 25 июля разыгрывается настоящее сражение. В полном военном облачении, с семейными флагами за спиной, конники борются за обладание госинки (божественным знаменем). Этот священный флаг красного цвета выстреливается с помощью петарды высоко в небо, и все участники битвы, собравшиеся на поле, бросаются к нему, чтобы первым ухватить его древко и, отбиваясь от рук соперников, пронести к алтарю, где его ждут синтоистские жрецы и главнокомандующий. Образовавшийся круговорот из разгоряченных кентавров — сросшихся друг с другом людей и коней, поистине напоминает битву времен Сэнгоку дзидай.
     
В заключительный день мацури — 25 июля — проводится ритуальная церемония номагакэ. Десяток лучших бойцов в белом (священном) одеянии бросаются в погоню за дикими лошадьми, которых надо изловить голыми руками и привести к храму, где они будут переданы в дар божеству. После успешного завершения номагакэ праздник постепенно идет на убыль. Еще продолжаются костюмированные шествия, еще жрецы носят по улицам города священный паланкин микоси, внутри которого временно пребывает дух Мёкэна, еще жители и гости щедро угощают друг друга и всех прохожих чашками рисового вина, но город начинает возвращаться из далекого прошлого в современность. Зрители расходятся по ресторанам, где их потчуют местной кухней, а также по многочисленным гостиницам на источниках, где можно отдохнуть от переживаний, расслабляясь в горячей минеральной воде. Примечательно, что все японцы, относящие себя к клану Сома, на три дня празднеств Сома-Номаои освобождаются от работы. Все это происходит примерно в 250 км к северу от Токио.
 
Источник: www.japantoday.ru

СТАТЬИ О ТУРИЗМЕ

Курорты Хорватии: курорты Адриатики
В Хорватии легко затеряться на одном из тысячи курортов и островов и устроить себе импровизированный рай на земле. Курорты Хорватии созданы для робинзонов и тех, кто ищет уединения и слияния с природой...
Образование в Австралии. Учеба в Австралии
В Австралии все не как у людей. И обучение в Австралии - особенное. Зима у них - летом, руль не с той стороны, а правит почему-то английская королева. 75% произрастающих на континенте растений и 90% обитающих там видов животных не встречаются больше
Ирландия: скромное очарование изумрудного острова
Ирландия на протяжении веков доказывала свою уникальность, независимость, непохожесть, и одно это достойно уважения. Ирландия так и не стала частью Британии, единственное наследие, которое она приняла, - это язык
Каринтия: все красоты мира в миниатюре
Первые русские туристы попадали в Каринтию большей частью случайно, чаще всего это были те, кто привык брать напрокат машину и колесить наугад. Наугад они «выколесили» такой райский уголок, что, наслушавшись рассказов первопроходцев, остальные наши с
Как я отдыхала с подругой в Словакии - отзыв
Мы с подругой, взрослые дамы и матери семейств, решили два раза в год ездить куда-нибудь погулять. Одна страна – восточная, другая – европейская. В прошлом году у нас были ОАЭ и Черногория, а в этом году – в марте Иордания и сейчас Словакия. В мусуль
Вчимося розписувати писанку
Звичай розмальовувати до Великодня пташині яйця у кожному регіоні України має свої особливості. Для різних місцевостей характерний різний вид орнаменту, кольорова гама і технологія розпису. Наприклад, полтавські писанки мають жовті, зелені, білі барв