Курс валют:
01.06.20
$ = 28.11 грн
€ = 30.7 грн
+38 (067) 384 39 50
Желаете отдохнуть, ЗВОНИТЕ
Поиск тура

Культурные традиции Сенегала. Мода

Культурные традиции Сенегала. Мода

Столица Сенегала, Дакар, некогда считался самым европейским городом Черной Африки. Но с тех пор, как сорок с лишним лет назад французы оставили страну, чем дальше, тем явственней в облике Дакара проступают африканские черты - включая и не самые приятные - грязь, нищета, перенаселенность… При всем том, даже в совсем бедных районах бросается в глаза - люди огромное внимание уделяют своей внешности. Сенегалец может носить заношенные до дыр штаны и рубашку, но они обязательно будут свежевыстиранными. И это мужчины, а уж сенегальские женщины - они не только, как принято считать, первые красавицы Африки, но и первые модницы. У сенегальских женщин стремление к красоте - в крови. Все они стараются одеться помоднее и покрасивее. И это не зависит ни от возраста, ни от того, состоятельны они или бедны.

Спрос, как известно, рождает предложение. В Дакаре - а это как-никак многомиллионный столичный город - работают десятки (если не сотни) дизайнеров одежды. Случайно выяснилось, что одну из них зовут Дашей, так что мы просто не могли с нею не познакомиться. Как получилось, что африканской девочке родители дали такое имя, Даша сама толком не знает. Даша: "Вообще-то тюрбан нельзя назвать принадлежностью сенегальского костюма… Дело в том, что мусульманкам положено покрывать голову - без этого им даже выходить на улицу нельзя. А тюрбан красиво сочетается с платьем. Так и возникла общеафриканская мода носить тюрбан. Тюрбан замечателен тем, что ему можно придать любую форму".

Даша родом из Бенина, уже двадцать один год живет в Сенегале, а паспорт у нее французский. Искусство модельера она постигала, работая в Соединенных Штатах и во Франции. Отсюда и космополитичность ее авторского стиля. "Меня нельзя назвать типичным представителем сенегальской индустрии моды. В последних коллекциях я много использую общеафриканскую символику, стараюсь вписать ее в более широкий контекст, сделать понятной людям, живущим за пределами Африки. Мне кажется, мода должна быть обращена ко всем - в том смысле, что я делаю одежду в Сенегале, а носить ее сможет кто угодно - те же русские, например".

Изделия сенегальского модельера с удовольствием покупают французы, и одно время Даша выполняла заказы парижских магазинов. Но ее небольшая пошивочная мастерская не смогла выдержать заданные западными партнерами темпы и объемы поставок. У Даши работают девять человек - только мужчины. Она пробовала нанимать портних, но быстро отказалась от этой затеи - сенегальские женщины слишком любят посудачить, так что за день они едва успевают прострочить с десяток швов. Портные-мужчины относятся к делу куда серьезнее…

Авторские коллекции, которые модельер выпускает раз в два-три года, стабильного дохода, понятно, приносить не могут. Заработок Даше дают заказы на униформу для официантов, охранников, персонала отелей. Но все же Даша прежде всего художник и большую часть творческих сил вкладывает в создание коллекционной одежды - такой, какую можно надеть в любой стране мира, что называется, и в пир, и в мир, и в добрые люди. При этом все ее вещи - одни более отчетливо, другие под сурдинку - говорят: "Мы из Африки". Даша: "С первого взгляда вы и не скажете, что этот символ - африканский. Нечто похожее можно найти и в Полинезии. То же и с этим символом… Каждый волен толковать их, как ему заблагорассудится, вкладывать в них свое содержание…" Помимо одежды Даша разрабатывает дизайн различных аксессуаров для дома в том же узнаваемом стиле. Даша: "Например, подстаканник… Дно его сделано в форме одного из моих любимых символов - канаги. Канага вообще-то - гвинейское божество. Я взяла традиционное его изображение и стилизовала".

Как всякий модельер, Даша стремиться создавать не просто одежду, а законченные ансамбли. Стефани Сильо, ювелир: "Мы с Дашей сейчас разрабатываем линию украшений - они будут на моделях во время показов ее новой коллекции… Я использую стеклянные бусины, которые легко найти на любом африканском рынке, особенно в Западной Африке. Они бывают самые разные: зеленые, красные, желтые… Цвета всегда такие насыщенные…" Украшения и аксессуары, дополняющие Дашины наряды, и по стилю, и по месту изготовления бесспорно африканского происхождения.

А вот яркие, хорошо узнаваемые ткани, как правило, оказываются вовсе не африканскими. Большую их часть завозят на континент из Индонезии и Шри-Ланки - стран с традиционно развитой текстильной промышленностью. Азиатские производители еще в середине прошлого века поняли, что рынок Черного континента практически неисчерпаем, и стали выпускать ткани, отвечающие вкусам африканцев. За образец они взяли несколько десятков распространенных в Африке орнаментов - в результате одежда сенегальцев и кенийцев, камерунцев и мадагаскарцев теперь отличается только фасоном, но не рисунком. Тоже своего рода глобализация…

Даша: "В Сенегале работает много дизайнеров одежды, модельеров. Но большинство из них не замыкаются в рамках сенегальской культуры. Как и я сама, они всего лишь отталкиваются от сенегальской культуры, пытаются, так сказать, открыть африканскую моду всему миру". Впрочем, в Сенегале, как и в других странах Африки, многие женщины сохраняют верность привычной, традиционной одежде. Ее, как правило, носят в деревнях. По африканскому платью в столичном же Дакаре можно сразу узнать вчерашнюю провинциалку - либо даму, принадлежащую к самым обеспеченным слоям общества. Запросы богатых клиенток удовлетворяют модельеры, которые, в отличие от Даши, целиком ориентированы на африканскую аудиторию.

Даша: "Мадам Дюма Дьян, которой принадлежит дом моделей "Шалимар", работает в традиционном стиле. Вот уже многие годы у нее одеваются первые леди многих африканских государств". Если Даша в своих моделях делает упор на изящество и демократизм, то тут господствует откровенная роскошь. Простым тканям - льну, хлопку, синтетике, с которыми работает Даша, - в платьях от госпожи Дьян места, безусловно, нет. Все они шьются из самого дорого шелка. Немудреный наряд стоит как минимум пятьсот долларов, и это неудивительно - дюжина мастеров трудится над ним почти неделю. В таком платье не потанцуешь и не пройдешься босиком по подиуму - в нем даже не отправишься вечером в ресторан. Годится оно разве что для великосветского раута или правительственного приема. Мадам Дюма Дьян, как и Даша, не расширяет свой бизнес, довольствуясь единственным бутиком - но не из-за недостатка средств, а по другим соображениям. Дюма Дьян, модельер: "Конечно, открыв больше бутиков, мы бы больше зарабатывали. У нас были ателье и магазины в Камеруне и Кот д`Ивуаре, но я очень скоро поняла, что не могу в должной мере контролировать их работу, а это сказывается на качестве вещей. Для меня важнее всего как раз качество, репутация нашей марки, а прибыль - это на втором месте". Репутацию, а с нею, естественно, и доходы дому "Шалимар" сохранять удается - и не только в Африке. Постоянные клиенты имеются у него и в Европе, и в США.

Журнал "Вокруг света"

СТАТЬИ О ТУРИЗМЕ

Куда поехать в отпуск с детьми?
Свежий морской воздух и ласковое солнце уже сами по себе целебны. Но каждый морской курорт отличается особенным климатом и неповторимыми природными условиями. И что хорошо для одного ребенка, может оказаться неподходящим для другого. Так куда же поех
Культура Бангладеш. Традиции Бангладеш. Кухня Бангладеш
Район Бенгалии имеет разнообразное культурное наследие, обогащенное традициями древних анимистов, буддистов, индуистов и мусульман. Плетение, изготовление глиняных изделий и терракотовых скульптур - одни из самых ранних форм художественного самовыраж
Культура Омана. Традиции Омана. Кухня Омана
Арабский - официальный язык Омана, хотя английский распространен в деловых кругах. В северных областях страны вы можете встретить торговцев или моряков, а также просто выходцев с полуострова Индостан, которые говорят на фарси или урду.
Культура Южной Кореи. Традиции Южной Кореи. Кухня Южной Кореи
Корейское общество основывается на принципах Конфуцианства, этической системы, получившей развитие в Китае в 500 до н.э. Одним из главных принципов Конфуцианства является принцип уважения - к родителям, к семье, к друзьям и к тем, кто имеет власть.
Великобритания. Гринвич для всех
Беда многих приезжающих в Лондон состоит в том, что, отдавив друг другу ноги в галерее Тейт, у Вестминстера и Биг-Бена, они воображают, что уже видели все самое интересное. Это массовое заблуждение – счастье для городка Гринвича: скольких тысяч бесто
Как прекрасен этот мир, посмотри! Воздушный тур по Крыму
На сегодняшний день парапланеризм является одним из самых простых, самых безопасных и самых доступных видов спорта и отдыха